Инновационный педагогический проект «Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)».

Инновационный педагогический проект
«Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)».

Визитная карточка проектной идеи
Предметный раздел Образовательно-воспитательная деятельность
База реализации Учащиеся 1-4 классов
Сроки реализации проекта 2013- 2014 учебный год
Тип проекта по методу - исследовательский,
по цели - практико-ориентированный.

Обоснование необходимости проекта
Актуальность проектирования
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС.
Гипотеза
Создание предметно-пространственной среды в начальной школе будет способствовать формированию метапредметных УУД и повышению учебно-познавательной мотивации.
Цель - организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения для повышения учебно-познавательной мотивации и развития творческих способностей с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи:
организовать предметно-пространственную среду для учащихся начальной школы, способствующей реализации УУД;
создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
формировать социально-открытый уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
создать психолого-педагогические условия для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
Новизна проекта
Проект предполагает:
новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
Принципы проекта
Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Целостность – соединение образовательного процесса с его компетентностным воплощением.
Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с партнёрами из разных сфер общественной жизни.
Целевые группы
учащиеся первой ступени;
родители учащихся;
учителя начальных классов;
учителя-предметники, работающие в начальной школе, школьный психолог, логопед, библиотекарь.
Ресурсное обеспечение (интеллектуальное, методическое, дидактическое)
Информационные: Интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Windows Movie Maker – как средство структурирования, оформления и систематизации информации.
Материально-технические: компьютер, принтер, сканер, проектор, документ-камера, видеокамера, фотоаппарат.
Временные: 2013-2014 учебный год.
Кадровые: учителя начальных классов, психолог образовательного учреждения, библиотекарь.
Партнеры: педагоги образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования, родители.
Нормативное обеспечение проекта:
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г);
Концепция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;
Программа развития школы на период до 2015 года;
Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140» г. Перми.
Санпин

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через 3 этапа: подготовительный, основной и обобщающий.
Этапы проекта
Этап
Сроки
Содержание работы

I этап
Подготовительный
июнь-август 2013 г.
разработка подходов к организации предметно-пространственной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
разработка диагностического инструментария;
разработка программы, направленной на реализацию целей и задач проекта по организации предметно-пространственной среды в начальной школе.


II этап
Основной
сентябрь 2013 г. –
апрель
2014 г.
реализация программы организации предметно-пространственной среды в начальной школе;
определение влияния новой организации предметно-пространственной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности школы;
мониторинг проектной деятельности;
анализ промежуточных итогов проекта.

III этап
Заключительный
май
- август 2014г.
оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;
выявление влияния организации предметно-пространственной среды на результативность образовательной деятельности школы;
выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
- распространение опыта по использованию основных методов и механизмов организации предметно-пространственной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС


Рабочий план-график реализации педагогического проекта «Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)».


п/п
Направления
деятельности
Пакеты работ, входящие в единичный проект
Сроки выполне-
ния работ
Ответствен-ные
Ожидаемые результаты

1.
Создание предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы.
Разработка и утверждение плана мероприятий организации предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы.
июнь-
август 2013г.
Зам. директора по УВР I ступени
Рост профессионального мастерства учителя.

2.
Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации УУД.
Обеспечение технических и комфортных условий для образовательно- воспитательного процесса.
2013-2014 учебный год
Зам. директора по УВР I ступени
Работа в режиме школы полного дня.



«Коротышки в Цветочном городе»
I четверть
Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта
Разработка декады литературного чтения в формате проекта.
Выявление одарённых детей и создание банка данных.



«Математические приключения в Цветочном городе»
II четверть
Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта
Разработка декады математики в формате проекта.
Выявление одарённых детей и создание банка данных



«Незнайка в стране профессий»
III четверть
Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта
Разработка материалов
в формате проекта.
Участие детей в НПК.



«Уроки Незнайки»
IV четверть
Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта
Разработка декады русского языка в формате проекта.
Выявление одарённых детей и создание банка данных.
Разработка программы работы с одарёнными детьми.
Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями

3.
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей



Создание информационного стенда.
2013-2014 учебный год
Руководитель проекта
Ознакомление результатами деятельности



Разработка страницы реализации проекта на сайте школы
2013-2014 учебный год
Зам. директора по ВР
Расширение участников информационной сети (на сайте)



Методическое обеспечение проекта, изучение опыта построения образовательно-воспитательного пространства
2013-2014 учебный год
Зам. директора по УВР I ступени, ВР
Издание сборника работ участников проекта

Формы и методы деятельности:
В процессе занятий используются различные формы:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в олимпиадах разного уровня;
проектная деятельность учащихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, экскурсии;
создание портфолио участников проекта.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео- и мульти-медийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Прогнозируемые результаты реализации проекта
Результаты-продукты:
- методические рекомендации для учителей по созданию предметно-пространственной среды;
- банк сценариев уроков по разным учебным предметам по технологии деятельностного метода обучения;
- мультимедийные разработки в формате проекта.
Результаты-эффекты:
- повышение у учащихся мотивации к обучению;
- повышение качества обученности по предметам;
- сформированность УУД;
- высокая творческая активность учащихся;
- увеличение числа участников, призеров и победителей в олимпиадах, проектах, творческих конкурсах разных уровней.

Оценка эффективности реализации проекта
Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате мониторинга реализации проекта (мониторинг сформированности метапредметных результатов , психологический мониторинг, мониторинг воспитанности, мониторинг удовлетворенность всех участников проекта).

Класс
Сроки
Вид мониторинга
Ответственные

1
Сентябрь
Внешний мониторинг
Готовность к обучению в школе
Зам. директора по УВР I


Январь
Итоги адаптации
Психолог


Май
Комплексная работа
ШЦОКО

2
Октябрь
Внешний мониторинг
ЭМУ-марафон
Зам. директора по УВР I


Декабрь
Психологический мониторинг
Психолог


Май
Комплексная работа
ШЦОКО

3
Октябрь
Внешний мониторинг
ЭМУ-марафон
Зам. директора по УВР I


Февраль
Внутренний мониторинг качества обучения
ШЦОКО


Май
Комплексная работа
ШЦОКО

4
Декабрь
Внутренний мониторинг качества обучения
ШЦОКО


Март
Мониторинг воспитанности
Зам. директора по ВР


Апрель
Внешний мониторинг

Зам. директора по УВР I


Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск проекта: значительное возрастание нагрузки на учителя, по причине отсутствия методических разработок.
Меры для минимизации риска: создание методических рекомендаций.

Перспективы проекта:
создание программы «Одарённые дети» (оценка ребёнка как одарённого не является самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки);
возможность использования других литературных произведений при проектировании предметно-пространственной среды на 2014-2015 учебный год.






Список литературы
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. // Серия «Новые образовательные стандарты». 2-е изд.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006. – №1.
Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. 2005. – №4.
Заголовок 415