Педагогический совет Здоровье — путь к успеху

Тема: «Здоровье путь к успеху»
Форма проведения: педагогический совет
Цель: анализ работы детского дома с точки зрения здоровье сбережения и планирование мероприятий на следующий учебный год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Задачи:
- проведение проблемного анализа по вопросам взаимосвязи между состоянием здоровья воспитанников и их успехами в учебно-воспитательном процессе;
- определение условий формирования здоровье сберегающего пространства детского дома;
- обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- осознание всеми участниками образовательного процесса взаимосвязи между состоянием здоровья воспитанников и их успехами в учебно-воспитательном процессе;
- создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья в детском доме;
- формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Время и место проведения: 30 апреля 2014 года, 10.00, кабинет самоподготовки.
Участники: педагогические работники, старший медицинский работник.
Оформление и оборудование: вывешены высказывания «Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения», «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков», «Здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 10% - от развития медицины, на 20% - от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни», «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», используется мультимедийный проектор.
Литература:
1. Интернет-ресурсы.
2. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2008 №206-ВС «Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
3. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Сборник научно-методических материалов. М., 2007.
4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
5. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991.
6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом МО и Н РФ от 28.12.2010 года №2106)
7. Циклаури О.В. Здоровье сберегающие технологии в школе // Справочник классного руководителя. - №12, 2011.
План проведения педагогического совета:
1. Открытие заседания педагогического совета, знакомство с повесткой (директор)
2. Анализ выполнения решения педсовета от 17.01.2014 года, протокол №8 (заместитель директора по УВР)
3. Теоретическая часть:
3.1. Вводная часть. Цели и задачи педагогического совета, ожидаемый результат (заместитель директора по УВР).
3.2. Выступление медицинской службы (фельдшер).
3.3. Итоги анкетирования воспитанников (психолог).
3.4. Роль руководителя физического воспитания в оздоровительной работе детского дома (руководитель физического воспитания)
3.5. Рекомендации психолога:
- «Эгоцентризм и агрессивность: что делать?»;
- рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
3.6. Обмен опытом работы (воспитатели групп).
4. Практическая часть:
4.1. Работа проблемных групп (заместитель директора по УВР).
4.2. Формулировка проекта решения педагогического совета (заместитель директора по УВР).

Ход заседания педагогического совета.

Эпиграф к педагогическому совету «Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения».

1. Открытие заседания педагогического совета, знакомство с повесткой.
2. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета (от 17.01.2014 года, протокол №8).
3. Теоретическая часть.
3.1. Вводная часть. Цели и задачи педагогического совета, ожидаемый результат.
Нашим учреждением на три учебных года разработана Программа развития с внедрением здоровье сберегающих технологий.
Цель программы развития – социализация и успешная интеграция в обществе выпускника детского дома путём формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
Одними из основных задач являются:
- создание безопасных, приближённых к семейным, условий проживания и воспитания, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, оздоровление детей, своевременное получение ими квалифицированной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (при наличии показаний).
Почти год мы работаем по данной Программе, поэтому целью сегодняшнего заседания педагогического совета является анализ работы детского дома с точки зрения здоровье сбережения и планирование мероприятий на следующий учебный год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Задачи педагогического совета:
- проведение проблемного анализа по вопросам взаимосвязи между состоянием здоровья воспитанников и их успехами в учебно-воспитательном процессе;
- определение условий формирования здоровье сберегающего пространства детского дома;
- обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- осознание всеми участниками образовательного процесса взаимосвязи между состоянием здоровья воспитанников и их успехами в учебно-воспитательном процессе;
- создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья в детском доме;
- формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Вводная часть /притча/ “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (мнения)
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.
Здоровье человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок не только сам должен быть здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Поэтому среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее остро стоит задача формирования физически и нравственно здорового ребёнка. Приобщение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего воспитательный процесс. Для осознания ребёнком ценности своего здоровья, понимания способов его сохранения и поддержания, ему необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Воспитанники, не умеющие заботиться о своём здоровье, ничего не предпринимающие для его укрепления, не будут здоровыми, не смотря на все усилия детского дома и медицинских учреждений. Только личная ответственность за своё здоровье в сочетании со знанием своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровье сберегающая педагогика.
Здоровье сберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Наших воспитателей и всех педагогических работников надо не заставлять выполнять часть обязанностей медицинской службы в качестве подтверждения его заботы о здоровье воспитанников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить учебно-воспитательную работу так, чтобы не наносить ущерба здоровью детей, интегрировать свои усилия в общую программу работы детского дома, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов развития.
Задача педагогов детского дома – не дотянуть ребёнка до выпуска, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья наших воспитанников, формируя у них самих культуру здоровья, детский дом закладывает фундамент благополучия будущих поколений, способствует воспитанию успешной, конкурентоспособной личности.

3.2. Выступление медицинской службы. Большая роль в работе по внедрению здоровье сберегающих технологий в нашем учреждении принадлежит медицинской службе. Основная задача медицинской службы создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их оздоровление, то есть организация, в первую очередь, профилактической работы. Сейчас медицинская служба ознакомит нас с анализом заболеваемости в текущем учебном году, с профилактическими мероприятиями, проводимыми медработниками и их результативностью, а также мы кратко познакомимся с итогами диспансеризации. Выслушаем предложения медиков по совершенствованию данного направления работы.
/ выступление фельдшера.

3.3. Итоги анкетирования воспитанников. Чтобы лучше оценить сложившуюся обстановку и определить отношение наших детей к своему здоровью; выяснить, что они делают для укрепления своего здоровья, психологом проведено несколько опросов. Ознакомимся с результатами.
/ выступление психолога

3.4. Роль руководителя физического воспитания в оздоровительной работе детского дома. Все мы прекрасно знаем, что большую роль в оздоровительной работе играет физическое воспитание, то есть оздоровление организма средствами физической культуры. Это два тесно взаимосвязанных между собой направления. Сейчас мы предоставим слово руководителю физвоспитания, который расскажет нам о своей роли в системе работы по внедрению здоровье сберегающих технологий.
/ выступление руководителя физического воспитания

3.5. Рекомендации психолога. Всемирная организация здравоохранения даёт следующую формулировку здоровью. Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Душевное благополучие это здоровье психическое. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Наш психолог раскроет нам несколько вопросов:
- «Эгоцентризм и агрессивность: что делать?». В нашей работе мы часто слышим такие выражения как «подростковый эгоцентризм» и «детская агрессивность», а также часто сталкиваемся с их проявлениями в практике. Эгоцентризм - высшая степень эгоизма. Происходит от латинского ego - "я" и centrum - "центр круга". Человек, страдающий эгоцентризмом, полагает только себя "центром вселенной", считается только с собственными интересами, не придает внимание нуждам и интересам других. В психологии под эгоцентризмом понимается неспособность человека понять, что психологическая организация других людей отличается от его собственной.
Агрессия (от лат. aggressio нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Агрессивность это разрушительное поведение, которое наносит людям физический и психический вред.
То есть эгоцентризм и агрессивность разрушают психологическое здоровье наших воспитанников. Ольга Борисовна расскажет, какая работа проводится по коррекции данных проявлений, даст психологические рекомендации.
- Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
/ выступление психолога

3.6. Обмен опытом работы. Сейчас каждая группа поделиться своим опытом работы, какая работа проводится воспитателями по внедрению здоровье сберегающих технологий, каковы результаты. А также внесёт предложения по улучшению качества данной работы.
/ обмен опытом работы.

4. Практическая часть.
4.1. Работа проблемных групп. Коллектив педагогов делится на 4 проблемные группы. Вы выслушали все сообщения, рекомендации, предложения сегодняшнего заседания. Ваша цель:
1. Сформулировать рекомендации для улучшения качества работы по внедрению здоровье сберегающих технологий в 2014-2015 учебном году.
2. Выдвинуть предложения для проекта решения сегодняшнего педсовета.

4.2. Формулировка проекта решения педагогического совета. Формулируется проект решения педсовета, в основу которого положены предложения проблемных групп:
1. Работу по решению педагогического совета от 17.01.2014 года, протокол №8 признать удовлетворительной.
2. Информацию педагогического совета принять к сведению и для работы.
3. Включить в план работы на 2014-2015 учебный год следующие мероприятия:
- усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников;
- разработать критерии оценки результативности деятельности детского дома и его работников по охране здоровья воспитанников;
- увеличить объем двигательной активности воспитанников с помощью обязательного проведения утренней гимнастики и спортивных секций (например, секция «Подвижные игры»);
- усилить связь физического и патриотического воспитания;
- реализовывать основные направления учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психического развития детей;
- создать психологическую поддержку каждому ребёнку;
- вовлечь воспитанников в исследовательскую деятельность по вопросам здоровье сбережения;
- организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья воспитанников с проведением анализа заболеваний и их динамики;
- включить в методическую работу детского дома темы по проблеме здоровье сбережения, организовать работу по изучению и внедрению здоровье сберегающих образовательных технологий; использовать современные педагогические технологии, создающие фон положительных эмоций;
- организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива;
- предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья;
- разработать и включить в план учебно-воспитательной работы на 2014–2015 учебный год программу по закаливанию;
- организовать информационный стенд по питанию;
- рекомендовать ответственным за организацию питания разнообразить меню воспитанников;
- медицинской службе усилить контроль за санитарно-гигиеническим состоянием, освещенностью, проветриванием и тепловым режимом помещений детского дома;
- организовать в детском доме «Скорую помощь» бросающим курить (медицинская служба + социально-психологическая служба + воспитатели);
- организовать в фойе детского дома сменную Доску достижений;
- привлекать к проведению мероприятий в качестве организаторов воспитанников;
- разнообразить формы проводимых мероприятий (встречи с интересными людьми, организованный просмотр фильмов о ЗОЖ, конкурсы тематических видеороликов и т.п.);
- совершенствовать условия для внедрения здоровье сберегающих технологий в детском доме (комната психологической разгрузки, живой уголок, оборудование для занятий аэробикой, валеологических музыкальных занятий и т.п.).













ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
1. Поддерживать у ребенка положительную самооценку.
Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь вовремя заметить этот талант и дать ему проявиться.
2. Содействовать эмоциональному благополучию.
В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3. Помочь ребенку осознавать свои эмоции.
Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4. Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими.
Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение с рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу.
5. Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Желаем Вам успехов!




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рекомендации по использованию здоровье сберегающих технологий
в структуре проводимых занятий.
1. Положительный эмоциональный настрой на занятие (создаёт ситуацию успеха, снимает страх).
2. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую и т.д., разнообразие заданий, направленных на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости).
3. Использование игр, игровых моментов (для младших детей игра - это преобладающая форма деятельности, через которую ребёнок познаёт мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
4. Использование наглядности (способствует конкретизации изучаемого материала).
5. Оптимальный темп ведения занятия.
6. Подача материала наиболее доступным рациональным способом.
С целью снятия наступающего утомления, восстановления работоспособности у детей, повышения эффективности проводимого занятия, включайте в структуру занятия:
- самомассаж, точечный массаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
- гимнастику: пальчиковую (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение и скованность в руке, развивает мелкую моторику), дыхательную (повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей), для глаз (профилактика нарушений зрения, снимает напряжение);
- разминку для губ, языка (снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность артикуляционного аппарата);
- физкультминутки, динамические паузы (снимает напряжение общей моторики).



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Опрос «Оценка здоровья воспитанниками».
1. Как ты оцениваешь своё состояние здоровья?
- отличное
- хорошее
- удовлетворительное
2. Какими болезнями ты болеешь чаще всего?
- я не болею
- нервной системы
- сердечно-сосудистой системы
- дыхательной системы
- пищеварительной системы
- мочеполовой системы
-опорно-двигательного аппарата
3. Бывают ли у тебя головные боли?
- часто
- иногда
- редко
4. Какое у тебя зрение?
- отличное
- хорошее
- удовлетворительное
- плохое
Опрос «Отношение воспитанника к своему здоровью».
1. Ходишь ли ты в школу больным?
- да, часто
- да, иногда
- нет
2. Всегда ли ты выполняешь рекомендации медработников?
- да, всегда
- да, иногда
- нет
3. У тебя есть вредные привычки?
- да
- нет
- если есть, то напиши, какие
4. Сколько времени ты бываешь на свежем воздухе?
- больше 3-х часов
- не более 2-х часов
- около часа
- я редко бываю на свежем воздухе
5. Если у тебя появилось свободное время, что ты делаешь?
- читаю
- иду гулять
- смотрю телевизор
- слушаю музыку
- играю на телефоне (компьютере, планшете)
- играю с другими в настольные игры
- другое (напиши, что)
6. Что ты предпочитаешь смотреть по телевизору?
- приключения
- о животных
- о спорте
- о детях, подростках
- об истории
- развлекательные передачи
- кино, мультфильмы
- другое (напиши, что)

Анкета по употреблению ПАВ.
Уважаемый учащийся! Приглашаем принять участие в нашем анонимном анкетировании. Внимательно прочитайте вопросы и подчеркните выбранные ответы.
Вы курите?
- да;
- нет.
Если Вы курите, то в каком возрасте начали?
- 15 лет;
- 14 лет;
- 13 лет;
- 12 лет;
- 11 лет;
- 10 лет;
- раньше 10 лет.
Вы пробовали алкогольные напитки?
- да;
- нет.
Вы употребляете алкогольные напитки в настоящее время?
- да;
- нет.
Если Вы употребляете алкогольные напитки, то как часто?
- в выходные;
- когда предложат;
- когда есть деньги;
- 1 раз в месяц;
- по праздникам;
- несколько раз в неделю.
6. Какие алкогольные напитки Вы употребляете?
- пиво;
- водку;
- вино;
- другое.
7. Вы пробовали наркотические или токсические средства?
- да;
- нет.
Спасибо за Ваши ответы!










15