Спецификация контрольной работы по русскому языку по теме «Понимание слова как единства звучания и значения»


Спецификация
контрольной работы по русскому языку
по теме «Понимание слова как единства звучания и значения»

Работа предназначена для проведения процедуры тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по предмету «Русский язык» по теме «Понимание слова как единства звучания и значения».
Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся 2-го класса применять полученные в процессе изучения данной темы знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка. Контрольная работа состоит из двух частей: тест и диктант.
1. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание и структура итоговой работы разработаны на основе следующих документов: Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.) Примерные программы по учебным предметам. Начальная щкола. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с. - (Стандарты второго поколения).
4) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.). 5) Рабочая программа по русскому языку, утвержденная Приказом № 170-Д от 26. 05.2015 г по МОУ СОШ №8. 2. Структура работы.
Контрольная работа состоит из диктанта объёмом 39 слов и теста.
2.1. Общая характеристика диктанта
Диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту учащихся 2 класса. Лексическое наполнение текста не превышает уровень актуального словарного запаса выпускника начальной школы. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте, определяются программой по русскому языку во 2 классе. В тексте диктанта встречаются слова на изученные орфограммы. Подробно информация о количестве слов на орфографические и пунктуационные правила представлена в таблице 1.
В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются во 2 классе начальной школы. В зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель четко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске (пошли).
Уровень сложности диктанта по наличию в нём орфограмм и общего количества слов (39 слов) может быть охарактеризован как средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.
Таблица 1
2.2. Информационная характеристика диктанта
Орфограмма/правило постановки
знаков препинания
Количество орфограмм
Перечень слов
1. Сочетания жи-ши,
чу-щу. 2 Живут, щуку.
2. Прописная буква вначале каждого предложения. 10 3. Большая буква в именах собственных 8 Павлик, Юра, Нива, Клязьма, Васька
4. Знаки препинания
в конце предложения: точка. 10 5. Мягкий знак показатель мягкости согласного 4 Мальчики, Клязьма, рыбачить, Васька, окунька
6. Мягкий знак разделительный 1 братья
7. Перенос слов Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста диктанта 8. Раздельное написание предлогов сдругими словами 2 В селе, на рыбалку
9. Парные согласные на конце и в середине слова 3 Кот, рыбку, рад
10. Безударные гласные, проверяемые ударением 5 В селе, сидел, вытащил, окунька, поймал
11. Безударные гласные, непроверяемые ударением 1 Ребята
12. Буквосочетание чк1 Речка

2.3. Время выполнения диктанта
На выполнение диктанта отводится 23 минуты. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы.

2.4. Рекомендации по оценке выполнения диктанта
При оценке орфографического диктанта применяются следующие критерии:
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
2.5. Распределение заданий теста по основным разделам, по уровню сложности и его структура
№ ппРаздел курса Число заданий
Лексика
6
Орфография 1
Итого: 7
Тестовая работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы - обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй - обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки. Из 6 заданий работы 5 заданий относятся к базовому уровню сложности, 2 задания - к повышенному уровню. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в таблице.

Уровень сложности Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу
Базовый 6 6 75%
Повышенный 1 2 25%
Итого: 7 8 100%

Структура работы
Номер задания Блок содержания Объект оценивания Тип задания Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение
Лексика Осознание слова как единства звучания и значения Базовый Выбор ответа 1
Орфография Умение записывать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных Базовый Краткий ответ 1
Лексика Умение записывать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных Базовый Выбор ответа 1
Лексика Умение распознавать среди предложенных слов омонимы, синонимы и антонимы Базовый Выбор ответа 1
Лексика Умение объяснять значение фразеологических оборотов Базовый Выбор ответа 1
Лексика Умение классифицировать и объединять слова по значению Базовый Выбор ответа 1
Лексика Распознавание фразеологизмов(устойчивых сочетаний слов) Повышенный Выбор ответа 2
Базовый-6 заданий, Повышен-
ный- 1задание ВО-6зада-
нийКО-1 задание 6 баллов базовый уровень,
2 балла повышенныйВсего 8 баллов
2.6. Время выполнения теста
Примерное время на выполнение заданий составляет:
для заданий базового уровня сложности -1-2 минуты;
для заданий повышенной сложности - от 2 до 5 минут;
На выполнение всей работы отводится 17 минут.
2.7. Рекомендуемая оценка выполнения заданий теста
Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы –8 .
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут обучающимися.
Отметка «5» соответствует высокому уровню выполнения работы и ставится, если общее количество баллов составляет 8 баллов.
Отметка «4» соответствует среднему уровню усвоения программы и ставится, если выполнено определенное число заданий и общее количество набранных баллов составляет 6-7 баллов.
Отметка «3» соответствует низкому уровню усвоения программы и ставится, если учащийся набрал 4-5 баллов.
Отметка «2» соответствует критическому уровню усвоения программы и ставится, если учащийся набрал 3 и менее баллов.
Организация и проведение работыВыполнение контрольной работы организует учитель .Учитель раздает бланки с проверочными заданиями и предлагает учащимся в верхнем поле бланка вписать: класс, фамилия, имя (полное).
Затем следует короткий инструктаж учителя, ориентированный на то, чтобы обратить внимание детей на количество заданий, на необходимость распределения времени при выполнении данных заданий, на время выполнения всей работы.
Время выполнения - 45 минут (5 мин - вводный инструктаж, 40 мин - выполнение работы).
Контрольный диктант учащиеся записывают в тетрадь. Тестовую часть работы выполняют на бланках,. Контрольная работа
по теме «Понимание слова как единства звучания и значения»
Диктант
Рыбалка.
Павлик и Юра — братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали Ваське. Васька был рад. Павлик поймал щуку.
Тест
Ф.И.______________________________________________________________
1 вариант
1.Как устроено слово? Выбери правильный ответ на вопрос.
а) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
б) Слово – это несколько букв.
2. Исправь ошибки одного ученика второклассника, запиши предложения без ошибок.
В москве много улиц. Мой друг Саша Иванов живёт около Реки яуза.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Для каждого слова в левом столбике подбери подходящее слово в правом столбике, соедини стрелочкой
река Кострома
город Знаменское
село Яуза
коза Тишка
кот Белянка
4. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов (синонимы, антонимы, омонимы).
а) Хороший, замечательный. Это_________________.
б) Ключ (от двери) – ключ (источник). Это_________________.
в) Горячий – холодный. Это__________________ .
5. Соедини линией фразеологические обороты и их значения.
нога за ногу далеко
спустя рукава медленно работать
за тридевять земель плохо
6. В каждом ряду выбери и подчеркни слово, являющееся общим для всех других слов.
а) малыш, ребёнок, дети, мальчик;
б) диван, кресло, мебель, тахта;
в) сирень, калина, кусты, смородина.
7. Найди и подчеркни лишний фразеологизм в данном ряду.
Сломя голову, во весь опор, день ото дня, во весь дух, только пятки сверкают.
Тест
Ф.И.______________________________________________________________
2 вариант
1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько звуков.
2. Исправь ошибки одного ученика второклассника, запиши предложения без ошибок.
Моя Собака жучка живет у Ирины васильевны в деревне сосновка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Для каждого слова в левом столбике подбери подходящее слово в правом столбике.
река
кошка
город
собака
конь
Мурка
Воронок
Тузик
Ярославль
Обь
4. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов (синонимы, антонимы, омонимы).
А) Грустный — веселый — это_____________________________
Б) Морозный, студеный — это_____________________
В) Зайчик (зверек) — зайчик (солнечный) — это_________________
5. Соедини линией фразеологические обороты и их значения.
сломя голову (бежать)
засучив рукава( работать)
куры не клюют
много
быстро
хорошо
6. В каждом ряду выбери и подчеркни слово, являющееся общим для всех других слов.
А) кресло, диван, кровать, мебель, столик;
Б) голубь, стриж, птица, страус, канарейка;
В)альбом, карандаш, учебники, учебные вещи.
7. Найди и подчеркни лишний фразеологизм в данном ряду.
Воды в рот набрал, держать язык за зубами, лить воду, проглотить язык.