Сценарий внеклассного мероприятия по химии Турнир знатоков


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Сценарий мероприятия по химии «Турнир знатоков», посвященный неделе химии, биологии, географии
Для обучающихся 9 классов
Подготовила: учитель химии
Каскова В.В.
Вологда 2014
Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).
Цели турнира:
Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
Активизировать поиск информации и ее анализ.
Развивать творческое мышление учащихся.
Сценарий
  Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет … памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.
        Для того чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Сегодняшним турниром мне хочется привлечь ваше внимание к этой замечательной науке, дать возможность вам проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление в области химии.  
        Итак, мы начинаем турнир знатоков химии по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
В начале игры я хочу представить всем наше достопочтенное и многоуважаемое жюри.
Условия турнира
Соревнуются 3 игровых стола - 3 команды. В игре 7 конкурсов. Капитан команды должен выбрать отвечающего и представить его аудитории. Отвечаем стоя. В зависимости от конкурса вы получаете различное количество баллов, которые определяет многоуважаемое жюри. По количеству баллов определяется победитель. Жюри может прибавить 1 балл  за активность команды – максимальное число отвечающих. Прошу капитанов это учесть при выборе отвечающих. Готовы? Поехали!
Содержание турнира
1. Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна представить свое название и свой девиз.
Максимум – 2 балла.
2. Конкурс «Домашнее задание»: конкурс-соревнование на знание русских пословиц и поговорок, в которых упоминаются различные химические элементы.
Командам выдаются листы бумаги, где они в течение 3 минут записывают пословицы и поговорки, нумеруя их. Жюри проверяет выполненное задание.  
Примеры:
Куй железо, пока горячо.
Слово – серебро, молчание – золото.
Не все то золото, что блестит.
Мал золотник, да дорог.
Не кует железо молот, кует кузнец.
От медного лба золотых мыслей не дождешься.
Добро серебро, а золото лучше.
И так далее.
За каждый пример – 0,5  балла.
3. Конкурс Капитанов «Кто быстрее?»
Капитанам выдаются листы бумаги с половинками формул. Необходимо дописать формулы, соединив листы бумаги, и прочитать названия получившихся веществ. Задание ограничено временем (3 минуты).
№1.
Na…,  Al2…,  Na2…,  …SO4 ,  …(SO3)3,  Ca3…,  Na3…,  …(PO4)2
Ответ: Al2(SO3)3  Сa3(PO4)2  Na2SO4
№2.K...,  K3...,  Ca...,  Ca2...,  ...CO3, ...PO4,  ...NO3,  ...(PO4)2,  ...(CO3)2
Ответ: CaCO3   K3PO4  KNO3№3.Ca...,  Na…,  Ca2...,  K3...,  ...Cl,  ...Cl3,  ...SiO3,  ...(SiO3)2,  ...PO4
Ответ: CaSiO3  NaCl  K3PO4
За каждую правильную формулу – 0,5 балла, за скорость выполнения можно добавить 0,5 балла.
В это время для команд – конкурс ребусов (см. приложение 1).
Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Ребус – это головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли.
Всего в задании 12 ребусов. Время на задание – 5 минут.
Ответы (слева направо): 1. шлак 2. бензол 3.воздух 4. горение 5. диссоциация 6. Жидкость 7.соль 8. молекула
За каждый правильно отгаданный ребус – 0,5  балла. За скорость – 0,5  балла.
4. Конкурс Капитанов «Мои соседи»
Необходимо указать знаком → ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов:
№1.       Be
Na  Mg  Al
       Ca  
№2.      Mg
K   Ca  Se       Sr№3.        B
Mg  Al  Si
       Ga№4.      O
P    S   Cl      Se
№5.      C
Al   Si   P
      GeПобеждает тот капитан, который первым правильно выполнит задание.
Капитан-победитель добавляет команде 2 балла.
В это время для команд – конкурс кроссвордов по названиям химических элементов (см. приложение 2).
Команда, которая первой правильно заполнит кроссворд, получает 2 балла.
5. Конкурс «Веселые перевёртыши»
Веселые перевертыши – это анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Например, слова БОКАЛ-КОЛБА, КЛОУН-КОЛУН-УКЛОН-КУЛОН,  СОЛЬ-ЛОСЬ, РУДА-УДАР, БРОМ-РОМБ, РАДОН-НАРОД представляют анаграмму.
Задание конкурса: переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Задание ограничено временем (1 минута).
№1.
        ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод).          
№2.
ОРРЕБЕС – блестит, а не золото (серебро).
№3.
        ДОВОРДО – у этого элемента три изотопа, каждый из которых имеет особое название (водород).
№4.
        СЛИКОДОР – без этого элемента не проживете и десяти минут (кислород).
№5.
        МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней (кремний).
№6
БОКАЛ- этот предмет просто необходим настоящему химику (КОЛБА)
За каждый правильный ответ – 1 балл. За скорость – 1 балл.
6. Конкурс «Логогрифы»
Логогрифы – это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. Буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые. Например, Дон – радон, Титаник – титан, аргонавт – аргон, сфера или Серафим – сера, Борис - бор.Учитель выдает каждой команде слова, к ним нужно добавить одну или несколько букв, чтобы получить название химического элемента. Задание ограничено временем (5 минут). Жюри проверяет задание.
Ребро - ? (серебро)
лото - ? (золото)
ель - ? (никель)
трон - ? (стронций)
тут - ? (ртуть)
желе - ? (железо)
ром - ? (бром)
вол - ? (вольфрам)
бал - ? (кобальт)
маг - ? (магний)
рад - ? (радий и  радон)
тина - ? (платина)
мини - ? (алюминий)
ура - ? (уран)
тор - ? (фтор)
За каждый правильный ответ – 0,5  балла. За скорость можно добавить 1 или 0,5 балла.
7. Конкурс «Вопрос-ответ»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку.
Неметалл, который является лесом? (Бор)
Химический элемент, состоящий из названий двух животных? (Мышьяк)
Химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые. (Олово)
Самый тяжелый металл. (Осмий)
Самый металлический металл. (Франций)
Оружейный металл. (Свинец)
Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (Тяжелой)
Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород)
С помощью какого элемента можно обнаружить крахмал в растениях? (йод)
От каких металлов зависит зеленая окраска растений и красный цвет крови? (магний – в хлорофилле, железо – в гемоглобине)
За правильный ответ – 0,5 балла.
Приложение 1
№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

Приложение 2
В девяти кружках изображены символы химических элементов. Расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы элементов.