Разработка внеклассного мероприятия Турнир знатоков информатики


Турнир знатоков информатики
4 класс
Цели мероприятия: 
Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли
Задачи:
Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
Развитие логических способностей
.
Ход соревнования

Учитель: Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания.
I. Представление команд
Команда «Процессоры» Девиз:
Процесс процессора идёт, К победе нас он приведёт!
Команда: «Компьютерные гении». Девиз:
Компьютерный гений не унывает, Компьютерный гений всегда побеждает. Мы внимательны, дружны, И, конечно же, умны!
1 конкурс «Дальше,  дальше,  дальше…» 

      Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».
“Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ)
 Вопросы для команды 1. 
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. /информатика/
Организованная последовательность действий. /алгоритм/
Устройство ввода звуковой информации.          /микрофон/
Пересылка данных с носителя данных в основную память /загрузка/                                                  
Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа. /сканер/
Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? /клавиатура, мышь/
Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию?  /процессор)/
Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется… /кодирование/
Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе?     /локальную/
Для чего составляют алгоритмы?         /для решения задач/
Какая буква продолжает цепочку:  Б, В, Г, Д, Ж, З …               / К /
Вопросы для команды 2. 
Центральное устройство компьютера   /процессор, системный блок/
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /Ответ: магнитный диск/
Универсальное электронное устройство обработки информации /компьютер/
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/
Алгоритм, записанный на языке программирования /программа/
Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера?   /процессор/
Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника?        /да/
Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам?             /модем/
В какое устройство в компьютере информация поступает на хранение?  /память/
Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50     /34/
Подведение итогов этого тура
 2. Конкурс  «Алгоритм» (полный ответ – 5 баллов)
Волк, коза и капуста.
      Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
       (Команды работают на листочках. Один из участников вводит алгоритм в компьютер)
Алгоритм «Переправа»
Начало
Перевезти козу.
Возвратиться самому.
Перевезти волка.
Возвратиться вместе с козой.
Перевезти капусту.
Возвратиться самому.
Перевезти козу.
Конец
3  Конкурс «Весёлая разминка» (по 2 балла за удачное выступление)
Вам надо будет изобразить мимикой и жестами различные ситуации (по жребию):
Принтер
Компьютер завис
Компьютерную мышь.
Мальчика, играющего в компьютерную игру
4. Конкурс «Капитаны, капитаны …»
-Настало время показать себя капитанам.  Помните, в рассказе Артура    Конан-Дойля «Пляшущие человечки»  преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр. Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 
Роса шила ф фасе.
Коляманлядаля.
Ответы: 
Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
5.Конкурс «Перевёртыши»
      Замените некоторые слова противоположным по смыслу (или просто другим, если противоположного не существует) и верните пословицам первоначальный вид.  
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
Компьютер памятью не испортишь.
Дарёному коню в системный блок не заглядывают.
Утопающий за F1хватается.
Бит байт бережёт.
Что из Корзины удалено, то пропало.
Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
За одного хакера семь кандидатов наук дают.
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
6. Конкурс « Логические задачи
 
Задача 1. В школе 500 учеников, почему среди них обязательно найдутся хотя бы двое, родившихся в один и тот же день?
Задача 2. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.
Пар          -            кон диск         -            азия ком          -            оса кипа         -            ус гимн             -            овод бой           -            пот пол           -            рак бал            -            кость приз          -           рис
Приложение 1.
Лист оценки
Конкурс  Максимальный балл  1 команда  2 команда 
«Дальше, дальше, дальше, …» По 1 баллу за правильный ответ. Максимум – 12 б.    
«Весёлый ребус» 1 балл за каждое слово    
«Алгоритм» До 5-и баллов    
«Весёлая разминка» До 2-х баллов    
«Кроссворд» 1 балл за каждое слово. Максимум – 10 баллов.    
«Капитаны» 2 балла + 2 (за способ кодирования )    
«Без капитанов» 1 балл за каждое слово    
«Перевёртыши» 2 балла за каждую пословицу    
Всего:       
Место:       
 
Приложение 2.
Листок ответов
1 конкурс.
1 команда
Информатика
Алгоритм
Микрофон
Загрузка
Сканер
Клавиатура, мышь
Процессор
Кодирование
  Локальная
  Для решения задач
  К
2 команда.
Процессор, системный блок
Магнитный диск
Компьютер
Курсор
Программа
Процессор
Да
Модем
  Память
  34
  Для вывода информации
2 конкурс
Начало
Перевезти козу.
Возвратиться самому.
Перевезти волка.
Возвратиться вместе с козой.
Перевезти капусту.
Возвратиться самому.
Перевезти козу.
Конец
4 конкурс
Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
5 конкурс
ЗАДАНИЯ  ОТВЕТЫ 
 
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
   
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
 
 
Компьютер памятью не испортишь.
   
Кашу маслом не испортишь.
 
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.  
Дареному коню в зубы не смотрят.
 
 
Утопающий за F1 хватается.
   
Утопающий за соломинку хватается.
 
Бит байт бережет.
   
Копейка рубль бережет.
 
Что из Корзины удалено, то пропало.
   
Что с возу упало, то пропало.
 
Вирусов бояться – в Интернет не ходить.  
Волков бояться – в лес не ходить.
 
 
За одного хакера семь кандидатов наук дают.  
За одного битого семь небитых дают.
 
 
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
   
Всяк кулик свое болото хвалит.