Методические рекомендации по коррекции невротических состояний у старших дошкольников


Артсинтезтерапия как метод коррекции невротического состояния у старших дошкольников.
В наше время увеличилось количество детей отличающихся неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения, различные формы детской нервности. Поэтому проблема невротических состояний и их коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Проблемой коррекции невротических состояний у детей дошкольного возраста занимались Е.Е. Кравцова, И.П. Воропаева, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, А.И. Захаров, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. По их мнению, наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности. Данные исследователи предлагают способы игровой коррекции, психогимнастики и другие программы психокоррекции поведения.
Отечественные исследователи М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский подчёркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты арт-терапии.
Метод артсинтезтерапии (АСТ) – это метод, разработанный Е.П. Беляковой, сочетающий в себе семь видов: ассоциации, живопись, театр, пластика, драматургия, риторика. Методика не учит рисовать, писать стихи, играть на сцене и т.д. Искусство здесь не цель, а средство. Поэтому все виды искусства трансформированы в систему упражнений. АСТ создавалась для развития   творческих возможностей личности, но не менее успешно используется и в психологических коррекциях.
Артсинтезтерапия как метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.
В программу курса АСТ для детей входит: живопись, ассоциации, сценическая пластика, театр импровизации, папье-маше, коллажи, сказкотерапия, музыкотерапия, стихосложение.
В своей работе я использую комплекс занятий с технологий артсинтезтерапии для коррекции невротических состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Ассоциации. Упражнения рассчитаны на развитие разных видов мышления: ассоциативного, образного, логического, абстрактного. Данная техника способствует повышению активности и самостоятельности.
Сценическая пластика. Пластика позволяет освободить подавленную агрессию.
Театр импровизации. Театральные упражнения в АСТ помогут научиться быть разными, узнать, как играя другой характер, присвоить его понравившиеся черты и добавить в свой «репертуар». Данная техника способствует формированию эмоциональной устойчивости.
Стихосложение применяется для коррекции самооценки.
Папье-маше способствует формированию эмоциональной устойчивости.
Коллаж способствует повышению активности и самостоятельности.
Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и представляет собой серию индивидуальных занятий с ребёнком, продолжительностью от 30 до 40 минут, два-три раза в неделю.
Список литературы:
Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми. СПб., 2008, -132 с.
Электронный журнал «Наша психология», раздел «артсинтезтерапия» a-s-t.ru›ast_psychotherapists.htm…