«Готовность детей к школьному обучению» (из опыта работы)

Тема «Готовность ребенка к школе».
Форма проведения - консультация.
Аудитория – родители группы.
Количество участников: 22 человека.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2.Проанализировать психологическую помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.
3.Определение уровня готовности дошкольников к обучению в школе; Выявление уровня общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний; Выявления уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу; Выявить отношение ребенка к обучению в школе.
Ожидаемые результаты:
определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости; выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
Информационно-техническое обеспечение: лекция, памятка для родителей.
Материалы и оборудование – тест, ручка или карандаш.
Логика проведения:
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже). Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;- наличие интереса к учению и получению новых знаний;- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание. Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика. Цифры от 0 до 10. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
Арифметические знаки: « », «-«, «=». Деление круга, квадрата напополам, четыре части. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память. Запоминание 10-12 картинок. Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление. Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей», «Суп горячий, а компот» и т. п. Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. Складывать пазлы без помощи взрослого. Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика. Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Выполнять аппликации.
6) Речь. Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. Понимать и объяснять смысл пословиц. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир. Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя иотчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Памятка для родителей будущих первоклассников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем городе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17. Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2.. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
6. Что такое домашнее задание?
7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?


Вопросы для родителей.
Диагностическая методика - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи 1. Оценка базового опыта ребенка Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? Был ли малыш в библиотеке? Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее? Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби? 2. Оценка физического развития Хорошо ли ребенок слышит? Хорошо ли он видит? Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим? 3. Оценка эмоционального развития Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми? 4. Оценка речевого развития Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай? Четко ли ребенок выговаривает слова? Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 5. Оценка умения общаться Включается ли ребенок в игру других детей? Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле? 6. Оценка когнитивного развития Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные? Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год? Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов? Может ли ребенок рифмовать слова? Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования. Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



15