Эмоциональная и волевая готовность ребенка старшего дошкоьного возраста

Консультация для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»

К 6 годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
Поставить цель;
Принять решение;
Наметить план действий;
Исполнить намеченный план;
Проявить усилие в случае возникновения препятствий;
Оценить результат своего действия;
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
Не бояться трудностей;
Стремление преодолевать их;
Не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность – это умение слушать + умение слушаться.
Основными показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких – либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
( закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
( учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
развивать самоконтроль:
использовать игры типа «сделай так же», «Конструирование по образцу», «Да и нет не говорите».
Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
развивать стремление действовать по моральным мотивам.
соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуации и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
обладает интенсивностью проявления эмоций;
непосредственностью в проявлении эмоций;
быстрой переключаемостью, сменой настроений;
поверхностью эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
( устойчивости чувств;
( глубины чувств и эмоций»
( осознания причин появления тех или иных эмоций;
( проявления высших чувств: эстетических , нравственных, познавательных ;эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы), постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.


15