Коррекция эмоционально-поведенческой сферы дошкольников средствами песочной терапии

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Демина Н.С., педагог-психолог
МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов естественной творческой активности. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, самое главное, что этот процесс позволяет человеку достичь состояния внутреннего равновесия, обрести спокойствие и получить удовлетворение. Песочная терапия предоставляет возможность изобразить посредством песка то, что происходит внутри человека, что его гложет. С помощью игры в песок у человека высвобождается заблокированная энергия, активизируются скрытые возможности самоисцеления, которые заложены в психике человека. Процесс создания песочных композиций стимулирует человеческую фантазию, в результате чего он начинает понимать самого себя. С помощью песочной терапии становится возможным выражение переживаний, которые трудно поддаются формулировке словами и открытие внутренних резервов для разрешения трудностей.
Особую ценность представляет песочная терапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.  Дети с особенностями в развитии так нуждаются в понимании взрослых. То, что они не всегда могут сказать словами, я смогу узнать, наблюдая за их игрой в песочнице. Пройдя курс песочной терапии, можно понять и почувствовать, как можно работать с разными темами и даже решить какие-то проблемы моих маленьких воспитанников. Можно просто поработать, чтобы лучше узнать, понять их, познакомится с особенностями внутреннего мира. 
Цель моей работы - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Все игры с песком условно разделяю по трем направлениям:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Игровые методы могут применяться с целью диагностики, оказания первичной психологической помощи, в процессе краткосрочной психотерапии, долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.
Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Когда дети впервые приходят ко мне в кабинет, они зачастую не понимают, для чего их сюда привели. Маленьких воспитанников может тревожить новая обстановка и незнакомая «тетя», которая задает непонятные вопросы. Многие дети отказываются говорить, отказываются рисовать или играть. Но вот от игры в песочнице не отказывается почти никто. И не удивительно! Ведь ни в детском саду, ни дома у ребенка такой  игрушки просто нет. Кто-то начинает сразу ставить в песок предложенные миниатюрные фигурки, кто-то строит замки и дороги, а кто-то просто водит пальчиком, рисуя узоры на песке. Ведь малышу можно изобразить свой собственный мир из песка.
Играя таким образом, ребенок постепенно открывает  свою картину мира, строит на песке свои истории и мечты. И тогда начинается диалог педагога-психолога и ребенка о его жизни в семье, о друзьях, о трудностях и радостях Иногда этот диалог похож на сказки, иногда это серьезный разговор о реальных событиях, иногда в моем кабинете можно услышать смех и шутки. Ведь в песочнице можно построить волшебные замки, поселить там любимых сказочных героев, отправить их в опасные путешествия, по пути преодолевая высокие горы и переплывая вместе с ними глубокие реки, сражаясь с чудовищами и спасая принцесс. Да что угодно может происходить в песочнице! Все, что происходит во внутреннем и внешнем мире ребенка, играющего в песок.
В процессе проведения песочной психотерапии с целью профилактики эмоционально-поведенческой сферы ребенка выделяю три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «хаоса» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей. На песок бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Персонажи в песочнице борются друг с другом, идет схватка, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Зачастую я исполняю роль внимательного зрителя. Ведь позиция психолога – это не только руководство процессом, но и активное присутствие.
Также необходимо придерживаться основных принципов организации игр на песке:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребёнка; далее сформировать инструкцию к играм в сказочной форме. Необходимо исключать негативную оценку действий ребёнка и его идей, важно поощрять фантазию и творческий подход.
«Оживление» абстрактивных символов: фигур, букв и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли «Потерявшего родителей ребенка», ребёнок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает её на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.
Что нужно для игры в песок?
Прежде всего, необходима «песочница». Она может быть любой формы, но для индивидуальных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Для занятия подгруппой (3-4 человека) рекомендуемый размер «песочницы» – 50 см х70 см х 8 см. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет см дно здесь символизирует воду, а борта – небо.
Кварцевый песок используется чистый, просеянный (можно даже прокалить его в духовом шкафу). Сейчас продается в магазинах специальный песок для песочной терапии. Им заполняется меньшая часть ящика. Очень хорошо, если в дошкольном учреждении имеется возможность использовать два ящика – для сухого и влажного песка. Но если вы располагаете только одним ящиком, то для увлажнения понадобится емкость с водой.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-терапевтического подхода. Поэтому для игры с песком нужна «коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 см). Чем больше и разнообразнее коллекция, тем лучше. Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей коллекции: фигурки из «Киндер-сюрприза», детали конструкторов, человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, предметы-заместители и прочее. Эта коллекция должна постоянно меняться и пополняться.
Песочница является прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги в свою очередь получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. Ведь самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице.
На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, мягкое-твёрдое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
«Отпечатки наших рук». Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с педагогом по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру и рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуешь ты?» Получив образец, ребёнок попробует сам рассказать о том, что чувствует. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения.
«Отпечатки кулачков, костяшек пальцев». Можно предложить ребенку найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик.
«Проскользить ладонями по поверхности песка» (зигзагообразные и круговые движения – «как машина едет», «ползет змея» и пр.). Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.
«Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно).
«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» – движется вся кисть).
«Оставить следы» одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка прислушиваться к себе, говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Такие игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Но главное – ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится принимать себя и других. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации и личности ребенка в целом.
Таким образом, песок является прекрасным психопрофилактическим средством для развития ребенка и его самореализации. Песочная терапия помогает вылечиться, успокоиться, поднять настроение, оградить от бед, изменить настроение и самочувствие.
Нужно заметить, что работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе взрослого, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Главное – не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не задавать лишних вопросов и помочь ему преобразовать негативные, травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить их.
Подводя итоги значимости песочной терапии для детей, хочу сказать, что она способствует снижению различных форм нарушения поведения, развитию речи, коммуникативных навыков и мелкой моторики. Песочная терапия дает очень широкие возможности для искреннего и теплого взаимодействия взрослого  и ребенка, а значит, способствует тому, чтобы жизнь малыша становилась более счастливой и радостной, а трудности, с которыми он столкнулся в жизни, разрешались максимально эффективно.
15