Справка об организации адаптационного периода при переходе из начального в среднее звено.

Справка
об организации адаптационного периода учащихся 5-х
классов в среднем звене за 2016-17 уч.год.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. В результате обследования пятиклассников, были выявлены следующие проблемы. По мнению учащихся в школе стало сложнее потому что: много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание уроков (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; появляются новые дети в классе; новый классный руководитель; имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно отметить следующее: 1) возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; 2) возросший объем работы, как на уроке, так и дома; 3) новые требования к оформлению работ; 4) необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 10-12 до 14-15 лет- периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе необходимо:
Учитывать психологические особенности 10-11 л, вступающих в подростковый период развития
уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 – ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения и психологический анализ уроков были направлены на определение успешности адаптации 5-ти классников к многопредметному обучению. С этой целью были использованы следующие диагностические методики:
Наблюдение и диагностика учащихся
Посещение и психологический анализ уроков.
Социометрия
Методика определения школьной мотивации
Методика выявления тревожности у учеников
Переход из начальной школы в основную совпадает с концом детства достаточно стабильным периодом развития. Также связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические, и психофизиологические исследования свидетельствуют. Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов. Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем. В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена. Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе.
Для осуществления профилактики дезадаптации к новым условиям обучения в средней школе проводилась диагностика адаптации пятиклассников при посещении и психологическом анализе уроков.
Цель: наблюдение за ходом адаптации учеников пятых классов к обучению в условиях многопредметного обучения. Были посещены уроки следующих педагогов ( перечисление посещенных занятий с именами педагогов и классов)Результаты наблюдений, психологический анализ показали, что у учеников пятых классов относительно сформирована новая позиция к учебной деятельности, к школе. Идет процесс развития их самостоятельности в учебе, развитие самоконтроля через использование учителями творческих заданий, создание атмосферы сотрудничества на уроке, что помогает ученику осознать свои возможности и способности также посещение и анализ уроков показал, что учителями предметниками работающими в 5-х классах создаются все условия для успешного протекания адаптации к многопредметному обучению. Учителя в своей работе применяют метод личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, что способствует благоприятному микроклимату на уроках.
Важнейшее психологическое новообразование пятиклассников «чувство взрослости», как результат осознания своих изменений. Ученику потребуется наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками. Все это позволила выявить социометрия. Анализ и обработка данных показали, что во всех классах существуют «аутсайдеры», т.е. ученики не очень уверено чувствующие себя в классе.
В 5 «1» классе – Кл. рук: ФИО
(ФИО учащихся аутсайдеров)
В 5 «2» классе – Кл. рук . ФИО
(ФИО учащихся аутсайдеров)
В 5 «3» классе – Кл. рук ФИО
(ФИО учащихся аутсайдеров)
В 5 «4» классе – Кл. рук ФИО
(ФИО учащихся аутсайдеров)
С этими детьми необходима профилактическая работа по налаживанию устойчивых эмоциональных связей со сверстниками, по развитию навыков общения.
Одним из основных психологических новообразований пятиклассников является развитие мотивов познавательных интересов учебной деятельности. Анкетирование позволяющее выявить уровни школьной мотивации учащихся показало следующие результаты:


Классы
Кол-во уч-ся
Присутс-ло
Отсутств-ло
Высокая
шк.мотив
Хорошая
шк.мот
Ниже среднего
Низкая

1
5 «1»
26
22
4
11
4
5
2

2
5 «2»
29
25
4
4
7
9
5

3
5 «3»
27
25
2
2
10
8
5

4
5 «4»
28
27
1
9
8
6
4

итого

110
99
11
26
29
28
16


Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 26 человек (26% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 29 учащихся 5-х классов (29%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня 28 учащихся в параллели
·( что составляет 28%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 16 ребят (16% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.
Низкий уровень школьной мотивации показали следующие учащиеся:
5 «1» класс – ФИО
5 «2» класс –ФИО
5 «3» класс –ФИО
5 «4» класс –ФИО
С учениками, набравшими низкий уровень школьной мотивации, необходимо провести коррекционно-профилактическую работу. Работа должна осуществляться совместно с педагогами – предметниками работающими в этих классах.
Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, который свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация человека к социальной среде.
Диагностика уровня тревожности показало, что:
В 5 «1» классе - низкий уровень школьной тревожности – 7
средний уровень тревожности -10
повышенный уровень тревожности –5 (ФИО уч-ся)
высокий уровень тревожности – (ФИО уч-ся)
В 5 «2» классе - низкий уровень школьной тревожности – 13
средний уровень тревожности - 10
повышенный уровень тревожности – 2 (ФИО уч-ся)
высокий уровень тревожности - (ФИО уч-ся)
В 5 «3» классе - низкий уровень школьной тревожности – 9
средний уровень тревожности - 11
повышенный уровень тревожности –4 (ФИО уч-ся)
высокий уровень тревожности – 1 (ФИО уч-ся))
В 5 «4» классе - низкий уровень школьной тревожности – 16
средний уровень тревожности - 8
повышенный уровень тревожности –3 (ФИО уч-ся)
высокий уровень тревожности - (ФИО уч-ся)
А также в ходе беседы было выявлено, что ученики 5-х классов испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх при проверке знаний, и написании контрольных работ.
В целом процесс адаптации 5 – х классов протекает в соответствии с нормой. Для того, чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, и менее болезненно психологической службой разработаны следующие

Рекомендации учителям- предметникам и классным руководителям:

1. Тесное сотрудничество педагогов – предметников с учителями начальных классов включает в себя:
- посещение уроков учителями предметниками и психологами в начальных классах
-проводить внеклассную работу с учителями предметниками непосредственно по своему предмету
- проведение психологами школы психологических тренингов, консилиумов с учителями младших и старших классов для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
2. Проведение адаптационных игр.
3. Новому классному руководителю использовать в работе привычный для детей стиль обучения. Прежний учитель начальных классов должен детально ознакомить будущего классного руководителя с особенностями своего класса.
4. Тесное сотрудничество нового классного руководителя с психологом школы в проведении внеклассных мероприятий внутри класса.
5. Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии. 6. Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. 7. Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. 8. Создавать обстановку успеха. 9. Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей. 10. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. 11. Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации родителям пятиклассника
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
Советы родителям
Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.
Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. . Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый
Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!







Справку подготовили психолог / /


15