Выступление на общешкольном родительском собрании Психологическая готовность ребенка к школе












Подготовила педагог-психолог
Коптева Е.Н.

Родительское собрание
17 декабря 2016 года. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Психологи делят готовность к школе на: физическую готовность, социальную готовность, личностную готовность, волевую готовность, интеллектуальную готовность и мотивационную готовность.
Физическая готовность, подразумевает соматическое и нервно-психическое здоровье: наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций; физическая и умственная работоспособность; наличие признаков детской нервности; болезненность.
Физическая подготовленность: это состояние здоровья; определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка; необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций; физическая и умственная работоспособность.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
1. Мотивационная или социальная готовность к школе.
Важная роль в подготовке ребенка к школе отводится его мотивационному развитию. Очень важен мотив, с которым ребенок пойдет в школу. Для успешного обучения необходимо, чтобы учебный мотив преобладал над игровым, а желание учиться было внутренней потребностью ребенка. Заставить учиться невозможно, если ребенок сам этого не захочет. Трудности в обучении у детей зачастую связаны, именно с нежеланием учиться, а не с недостатком умственных способностей.
Необходимым условием для формирования учебной мотивации является достаточное развитие произвольности и развитые навыки общения, на которые опирается обучение в первом классе.
Для начала – выясним мотивацию, прежде всего, родители должны знать, что у каждого первоклассника своя мотивация к учебе. У большинства детей мотивация внешняя: «Мне купят новый портфель, у меня будут друзья, я буду с ними общаться, играть», а не внутренняя: «Я буду хорошо учиться, и познавать что-то новое». И потому хотелось бы, чтобы в оставшееся до первого сентября время родители побеседовали со своими детьми и выяснили, чего ждет ребенок от школы, какие у него цели. Некоторые хотят встретиться со своим другом, некоторые хотят увидеть свою учительницу. В оставшиеся недели можно почитать книги школьной тематики, чтобы ребенку было легче влиться в учебную деятельность. В первом классе, начиная с первой четверти, у детей обычно бывает три урока. В школе для них абсолютно всё новое: и новый учитель, и новое помещение, и новые дети. И первый месяц для них самый стрессовый – они вступают в новую жизнь. Чтобы им было легче преодолеть этот стрессовый момент, уже в последние дни августа ребенка желательно приучать к определенному режиму, потихоньку подводя его к распорядку дня школьника.

2. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Достигается это в общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
4. Волевая готовность заключается в формировании у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, решать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребёнку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребёнком взаимоотношений дружеских, партнёрских.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
«Школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению - достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Выявить отношение ребенка к школьному обучению вам поможет небольшая беседа.
1. Хочешь ли ты учиться? 2. Как ты думаешь, что в школе хорошего и интересного? 3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться: с учительницей в школе или дома с мамой? 4. Что делает учитель в школе? 5. Для чего нужен в школе звонок? и т. д.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Внимание:
- Не скрывайте от учителя имеющиеся проблемы со здоровьем и поведением. (только при наличии полной информации о вашем ребенке поможет учителю найти подход к нему с делать процесс адаптации к школьной жизни более мягким и комфортным для ребенка)
Если что-то беспокоит в поведении, в учебных делах не стесняйтесь обращаться за советом к учителю и психологу.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. (Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Запущенные проблемы не пройдут сами собой и грозят серьезными трудностями в будущем)
Портфель в дорогу »ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЕТОМ ТЕМ, КТО УХОДИТ В ШКОЛУ?
- Следить за звуками, которые раньше были нарушены.

· Иногда повторять то, что ребенок знает.

· Давать штриховать, писать печатными буквами.

· Учить с ребенком стихи.

· Считать в доступных ему пределах.

· Развивать память.

· Тренировать внимание.

· Закалять ребенка.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться.
Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!

Готовность детей
к школеTimes New RomanRoot Entry