Методический материал на тему Особенности деятельности учителя-логопеда с детьми умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС


«Особенности деятельности учителя-логопеда с детьми с лёгкой умственной отсталостью в 1 классе в условиях реализации ФГОС»
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы. 
В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости.
Специфические условия получения образования умственно отсталыми обучающимися определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном:
― Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ;
― Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (дифференцированный уровень), относятся:
― Постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.
― Введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;

Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (дифференцированный уровень), использую оригинальные, творческие методики, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является использование СказкотерапииИгровые технологии в логопедической работе. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на логопедических занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса умственно отсталых школьников с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.Игры, используемые на логопедических занятиях с детьми с Системным недоразвитием речи.
Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с системным недоразвитием речи
Массаж карандашами в логопедической коррекции
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В коррекционной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Н-Р, в твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки - яркие и веселые.А что еще умеют делать карандаши?
Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь ты , учишься красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!
  Для того, чтобы развитие происходило всесторонне и исчерпывающе, желательно обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией.
  Для достижения этих целей я делаю сенсорные коробки. 
  Сенсорные коробки, они же домашние песочницы пришли к нам из США, где они очень популярны.  По сути, сенсорная коробка - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Ребенок не только увлеченно играет, но и получает разнообразные тактильные ощущения. 
Как сделать сенсорную коробку?
Сенсорные коробки состоят из четырех элементов: собственно емкость, наполнитель, игрушки и «инструменты».+
Емкость деревянный ящик;
картонная коробка;
пластиковый контейнер или миска;
широкая и неглубокая кастрюля;
пластиковый или металлический таз;
надувной бассейн.
Наполнитель фасоль, горох, чечевица;
крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница) – обычная или окрашенная с помощью красителей;кукурузные хлопья;
макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);
вареные спагетти;
мука, картофельный или кукурузный крахмал;
орехи, семечки;
какао, кофе;
желе;
крупная и мелкая соль;
шишки, желуди, каштаны;
земля, песок, кинетический (живой) песок;
галька, камни;
гидрогелевые шарики, или аквагрунт;
ракушки;
мох, листья, трава, цветы, засушенные ягоды, солома;
снег (зимой), лед (в любое время года из морозильной камеры);
кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);
вата, ватные диски, ватные шарики;
лоскутки ткани;
пряжа, нитки;
кусочки поролона;
помпоны;
пуговицы;
канцелярские скрепки;
древесные опилки, скорлупки от орехов;
блестки;
вода;
мыльный раствор;
пена для бритья.
Игрушки маленькие человечки;
фигурки животных;
кубики, шарики, кольца, погремушки;
игрушечные предметы мебели;
машинки;
посуда и предметы быта;
игрушечная еда;
разнообразные коробочки;
искусственные растения.
«Инструменты» лопаточка, совок, грабли;
лейка, ведерко;
сито, воронка;
груша для воды;
ложки разных размеров и видов (для мороженого, для салата), половник, шумовка;
щипцы, пинцет;
пластиковые стаканчики;
формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.
Чем полезна сенсорная коробка
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.
20 идей тематических сенсорных коробок
Цвета
Времена года
Сортировка
Алфавит
Звуковые коробки
АромокоробкиПраздники
Поиск сокровищ
Подводный мир
Рыбалка
Сад – огород
Ферма в коробке
Мир динозавров
Космос
Стройка
Мойка животных или машин
Пляж
Лес
Животные
Насекомые