Справка по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.


Справка
по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.
ЦЕЛЬ:
выявить степень адаптации первоклассников к обучению, проверка выполнения учениками единых педагогических требований; ознакомление с новыми классными коллективами;
изучить особенности организации обучения первоклассников в период адаптации
ВИД контроля: классно-обобщающий
Объект проверки: 1абвг
Методы проверки:
-посещение серии уроков обучения грамоте и письма с последующим анализом
-собеседование с педагогами
-наблюдение, сопоставление, анализ
-знакомство с классной документацией
-контроль режимных моментов
СРОКИ контроля: сентябрь-ноябрь 2015года
РЕЗУЛЬТАТЫ: справка, совещание при директоре
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учеников. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессов прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Термин «адаптация» обозначает приспособление строения и функций организма к условиям среды. Освоение способов и приёмов новой деятельности непосредственно связано с уровнями педагогической и психологической готовности ребёнка к школе, которые также оказывают влияние на общий уровень адаптации первоклассников.
В 2015-2016 учебном году в школе было открыто 4 первых класса. В школе созданы все необходимые условия для организации образовательного процесса, сохранения здоровья обучающихся, создания эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка. Обучение в первых классах осуществляется по рабочим программам, составленным на основе новой образовательной программы начального общего образования. Целью реализации данной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями; выявление способностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, проектно-исследовательской работы; использование современных образовательных технологий обучения. Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь", физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки. Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".
В рамках внутришкольного контроля учебно-воспитательного процесса проведены следующие мероприятия:
- диагностические исследования уровня развития ребёнка;
- проверка и анализ документации учителей и учеников;
-посещение уроков в 1-х классах
В ходе тематического контроля внимание ориентировано на создание комфортных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в период адаптации через образовательную среду в условиях реализации ФГОС.
Посещённые уроки показали, что учителя проводят работу по формированию универсальных учебных действий, воспитанию познавательного интереса к новому учебному материалу, широкой мотивационной основы учебной деятельности, обучают выделению главного, развивают умение сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать.
На всех уроках решаются вопросы здоровьесбережения, что проявляется в смене видов деятельности, физкультминутках. У обучающихся формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Оказывается индивидуальная помощь ученикам.
Обучение учащихся организации своей деятельности и умению планировать свои действия реализуется следующим образом. Каждое занятие начинается с включения в деловой ритм (самоопределение темы и цели урока через наводящие вопросы, загадки, наглядность; задания на внимательность, определение собственного настроения, решения проблемной задачи), заканчивается рефлексией (выбор соответствующего настроению смайлика, цвета светофора, домика со светом или без, сбор цветов и др.). Учитель постоянно обращает внимание на оборудование рабочего места (наличие необходимых принадлежностей, порядок), использование информационной среды и учебного пространства кабинета. Как уже было сказано выше, учебная деятельность подчиняется правилам игры, использующей в качестве средства учебный материал (игровые технологии), наблюдается развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить, развитие навыков взаимодействия, организация работы в паре, ответственность за результат (технология сотрудничества), формируются навыки работы на компьютере (ИКТ).В период адаптации в 1 классах продолжительность урока составляла 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводились в основном двукратно: через 10–15 и 20–25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз, не всегда проводилась технически правильно, не использовалась «метка на стекле». Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинетов или в форме неорганизованной подвижности в рекреации.
Педагогами первых классов был проведен в октябре 2015 года ряд педагогических диагностик по выявлению уровня адаптации первоклассников (автор Г.Кумарина): анализ реагирование детей на школьную нагрузку, анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменках, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками
Особое внимание в наблюдениях педагога за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде. Анализ результатов анкетирования позволил педагогам оценить характер школьной адаптации у каждого из его учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщённые оценки. К таким детям, естественно, внимание учителя многократно усиливается. Кроме того, эти дети становятся объектом изучения школьных специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога и медицинского работника). Данные педагогической диагностики направлены районному психологу Беловой Т.П. и школьному психологу Коноваловой Е.И.
Выводы и рекомендации:
1.Более половины первоклассников имеют средний уровень адаптации. Заниженная самооценка наблюдается у 20% первоклассников; тревожность наблюдается у 25% учеников (данные дети дополнительно пройдут собеседование у педагога-психолога и будет обсуждена с родителями траектория успешной адаптации, выработаны совместные рекомендации). На ПМПк будут представлены дети группы риска. В этом учебном году более 10% детей с синдромом гиперактивности. Эти нарушения в поведении детей относятся к функциональным отклонениям, вызванным нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, количественным изменением и усложнением тех требований, которым должны отвечать дети.
2. Включению в программу предшкольной подготовки психологических занятий и развивающих игр, а в сентябре 1-го класса курса "Введение в школьную жизнь" Г.Цукерман способствовало повышению уровня школьной готовности и учебной мотивации.
3. Ведение мониторинговых исследований уровня школьной готовности позволило своевременно принимать меры по коррекции трудностей в обучении и адаптации.
4. Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня обученности и развития учащихся.
Заместитель директора по УВР И.Н.Корбакова