Выступление на педсовете на тему:Особенности протекания процесса адаптации первоклассников к условиям школьной жизни


Выступление на педсовете 30.10.15г.
Тема: «Особенности протекания процесса адаптации первоклассников к условиям школьной жизни»
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который переживает каждый ребёнок, пришедший в школу. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образам меняет весь его образ жизни. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться нормам. Подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, систематически выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной деятельности.
В этот же период жизни, 6-7 лет, меняется весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций, переживаний и круг общения.
Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его; он гордится тем, что он стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника»
Новые правила. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Они порой идут в разрез с желаниями ребёнка, к этим нормам нужно адаптироваться. Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости и восторга испытывают тревогу, растерянность и напряжение.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
1. ​ Несформированность «внутренней позиции школьника».
2. ​ Слабое развитие произвольности.
3. ​ Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
4. ​ Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
5. ​ Общение с учителем.
6. ​ Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
7. ​ Отношение к себе.
8. ​ Завышенные требования со стороны родителей.
9. ​ Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
10. ​ Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
11. ​ Леворукие.
12. ​ Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
В течение первой четверти мною велась работа по адаптации в 1-х классах.
- Наблюдение за детьми на уроках, на переменах.
- Беседы с учениками.
- Беседы с классными руководителями
​- Повторная диагностика уровня школьной готовности.
- Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи
- Проводилась диагностика по адаптации (М. Семаго, Н Семаго)
Цель: выявить особенности протекания процесса адаптации к условиям школьной жизни. Дата:12-15.10.15г.
Обследовано 24 ученика.
Результаты обследования на начало учебного года.
Класс 1 уровень (17-25 баллов) 2 уровень (14-16 баллов)
1-а 6 8
1-б 5 9
Результаты обследования на конец 1 четверти.
Класс 1 уровень (17-25 баллов) 2 уровень (14-16 баллов)
1-а 9 5
1-б 8 6
С учащимися 2 уровня школьным психологом проводится развивающая работа, направленная на развитие качеств личности необходимых для обучения в школе.
Рекомендации:
Классным руководителям 1х классов с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала.
Соблюдать нормы домашних заданий.
Дифференцировать задания на всех этапах урока.
Уделять внимание здоровье сберегающим технологиям во время урока.
Учителям, работающим в 1-х классах вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.