Система работы педагога по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.

Система работы педагога по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.

Адаптация - это восстановление нарушенного равновесия в отношениях с миром и самим собой. Адаптация первоклассников - это приспособление ребенка к школе, к новым условиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Задачи адаптационного периода:
1) помочь ребенку вжиться в учебную деятельность, в школьный коллектив (показать различие: школьник - не школьник);
2) ввести понятие оценки, самооценки и её различных критериев;
3) подготовить родителей к новой роли- родителя школьника.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
В 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности детей.
В нашей школе уже отработана система работы педагогов начальной школы по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Но работа по успешной адаптации начинается не с 1 сентября, а еще в апреле, когда проводится первое собрание для родителей будущих первоклассников. На собрании заместитель директора по УВР и я рассказали о школе, о правах и обязанностях родителей, написали заявление для поступления в 1 класс, заключили договор. Я познакомила родителей с учебным кабинетом, решали организационные вопросы, советуют, что необходимо приобрести для первоклассников. А главное - проводят беседу с родителями и настраивают на серьезную работу с 1 сентября.
В июне организована «Школа для будущих первоклассников».
Уже с первого сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Учитывая, что наши первоклассники росли в разных социальных условиях, у них не одинаков уровень развития, степень их эмоциональной и психологической готовности к школе, поэтому и процесс адаптации у них к новым условиям и к обучению протекает медленно.
Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих качеств, обладают обширной, но бессистемной информированностью по любым вопросам:
- ощущение своего “Я” в мире;
- недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых;
- слабое здоровье.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, мы, прежде всего, ставим задачу познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать детям возможность почувствовать себя школьниками.
Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой.
Были проведены классные часы на тему «Познакомьтесь - это я», на которых сначала учитель, держа в руках букву «Я», рассказал о себе, а затем каждый из учеников по определенному плану рассказал о себе, своей семье. Ребята приносили любимые игрушки, любимые книги.
В классном уголке расположена информация «Правила дружного класса», фамилии и имена ребят, и их дни рождения.
Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребенка, традиционно используются игровые приемы обучения. Проводим уроки-сказки, уроки-путешествия. Так, например, мы не только выполняем задания по предмету, но и помогаем белочке или ежику собирать грибы, ягоды, шишки. Счетным материалом по математике были небольшие мягкие игрушки. Они (игрушки) были использованы при изучении тем: «Сравнение предметов», «Порядковый счет», «Пространственные представления».
В целях снятия напряжения проводились физминутки в классе, потом ребята их учили и сами проводили. Очень нравятся детям анимационные физминутки.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку. Однако всегда следует соблюдать меру и объективность. В первом классе оценки не выставляются. Я детям говорю: «Считайте, сколько раз я сказала «Молодец! Умница! Хорошо! Старайся!», столько «5» вы получили».
Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники в этом учебном году пришли гиперактивные. Никто не хочет уступать друг другу, ругаются, плачут, обижаются, поэтому я веду планомерную работу по воспитанию наших малышей. Учили правила дружного класса, правила поведения в классе, в столовой, в туалете. На перемене и после уроков ребята учатся играть коллективно.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе.
В период первого года обучения учителю важно:
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
- составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- прививать навыки активной деятельности;
- развивать способность управлять своими эмоциями, поведением;
- развивать навыки общения.
Большую работу я провожу и с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирования. Готовим традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники».
Закончить хочется словами Даниэля Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам».
15