Тема урока. Конспект урока по теме Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Тема урока. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».
Боль поэта за судьбу народа.

Цель урока. Расширить знания учащихся о творчестве и личности
Н.А. Некрасова, привлечь их внимание к глубокому
раздумью автора о народе, его угнетенном положении, духовных
силах и судьбе; показать позицию автора-гражданина;
определить художественное своеобразие стихотворения, тему,
настроение;
формировать умения выразительного чтения лирического
произведения, нахождения тропов;
материалом урока воспитывать чувства милосердия, сострадания.

Оборудование. Портрет Н.А. Некрасова, иллюстрации к стихотворению,
репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»,
мультимедийный проектор, презентация.

Эпиграф к уроку (на доске)

Это было раненое сердце,
и незаживающая рана эта
была источником всей его поэзии,
всей страстной до мучения
любви этого человека ко всему,
что страдает от насилия, от жестокости
Ф.М. Достоевский

Ход урока.
I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.
Добрый день!
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А. Некрасова. Современники поэта высоко ценили его творчество. Ф.М. Достоевский, автор многих произведений об униженных и оскорбленных, писал о Некрасове: (учитель читает эпиграф к уроку)
«Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости»

- Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе?
- Как вы их понимаете?
(Раненое сердце – источник поэзии и любви ко всему, что страдает.
Раненое сердце болит, не даёт покоя.)
- Чем же ранено сердце поэта?
- Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа? (Тема урока)
Н.А. Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Некрасов писал о народе, о страданиях народа. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».
Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. У стихотворения «Размышления у парадного подъезда» очень интересная, хотя довольно грустная история. Благодаря воспоминаниям жены поэта Авдотьи Яковлевны Панаевой, мы можем узнать, как появилось это стихотворение.

II. Сообщение ученика об истории создания стихотворения
(Учебник, с. 249-250)
III. Беседа
- Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой и увиденная им самим? Как мы узнали об этих чувствах? Насколько они были сильны? Подтвердите текстом воспоминаний.
( Чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости по отношению к крестьянам. Сжал губы и нервно пощипывал усы.
Находился в состоянии хандры, ничего не писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал стихотворение.)
Будничная, обычная ситуация, а из-под пера мастера возникла целая картина, целая история.
В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение, которое издатель, а это был А.И. Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение
нет возможности не поместить». - Какого же рода оказалось это стихотворение?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
А сейчас давайте его послушаем.
IV. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
(Читают наизусть ученики)

V. Работа с текстом стихотворения. Элементы анализа текста.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Какое настроение?

2. Почему стихотворение так называется?
Подберите синоним к слову размышления (раздумья).
Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

3. Какова тема стихотворения? (Тема народа)

4. На сколько частей можно разделить это стихотворение?
Подсказка в самом тексте.
Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин?
Цитатный план (Домашнее задание - 1-ая гр.; 2-ая гр. - обычный план)
1) «Вот парадный подъезд»;
2) «Раз, я видел, сюда мужики подошли»;
3) «А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят»;
4) «Не беда, что потерпит мужик»;
5) «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся»;
6) «Где народ, там и стон»

5. Стихотворение построено на контрасте, антитезе, и это видно уже в 1-ой части.
Что же противопоставляется?
(Парадный подъезд в торжественные дни и обычные – устное рисование)
6. Работа с иллюстрацией худ. А. Лебедева.
Какой момент стихотворения раскрывает данная иллюстрация?
Подтвердить текстом стихотворения.

- Какую лексику использует Некрасов?
(Слова с уменьшительными оценочными суффиксами:
«армячишко худой», «долгонько», «в домишке»;
пилигримы - странники

7. А какими вы увидели крестьян? (Домашнее задание – 1 гр.)

8. Как вы думаете, как автор относится к крестьянам?
(Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им. Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским отношением к вельможам.)

9. «И пошли они, солнцем палимы» Значит, уже полдень.
Давайте посмотрим, что же в это время делает владелец роскошных палат?
(«Ещё сном был глубоким объят»)

- Зачем к нему пришли крестьяне? (За помощью)

- Почему не помог им этот вельможа? (Счастливые глухи к добру)

- Меняется ли голос поэта? (Гневное обличение вельможи, автор призывает вельможу одуматься: «Пробудись! Вороти их!» Называет его саркастически героем.
Но что сделал этот «герой» для России?)

- Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим? (Иронию)

10. А с какими словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат? (Домашнее задание – 1-ая гр. Сочинение-обращение.)

11. Этот напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле.
Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.
-Каким стихотворным размером написана эта часть? (Д/з – 1-ая гр.)
(Трехсложный размер – анапест; на стихи, сложенные анапестом, легко ложится музыка.)

- Какую музыку мы слышим? (Стон)

- С какой целью пять раз повторяется слово стон?
(Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон)

- Как называется такой художественный приём? (Повтор)

12. «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской землёй?»
И вот мы уже на берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика подхвачен бурлацким хором.
Этот стон, это напряжение удивительно передает художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге».

13. Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос?
(«Где народ, там и стон»)

14. Какой художественный прием использует автор, чтобы показать картину народного горя?
(«Волга! Волга! Весной многоводной Риторическое обращение
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля» Сравнение

VI. Слово учителя.
Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном заканчивается стихотворение «Размышления у парадного подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа. И мы слышим вопрос, обращение к народу:
Эх, сердечный!..
Ты проснёшься ль, исполненный сил?

- Так какого же рода оказалось стихотворение? Почему газета «Колокол» не смогла не напечатать его?

- А каким вы увидели автора за строчками стихотворения?

VII. Защита проекта «Н.А. Некрасов – народный поэт» (Творческое задание
группы учащихся)

VIII. Заключительное слово учителя.
После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:
Вынесет всё и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе
Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.

Д/з Выучить отрывок наизусть (по выбору), попробовать себя в роли художников (рисунки к стихотворению).

15