Логопедическое сопровождение при инклюзивном образовании


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №50
Андреева Оксана Александровна,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»,
учитель-логопед,
655750, республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина, д. 3а, кв.20,e-mail - aksushka73@mail.ru, 8-913-4422141
Краткая аннотация. Тенденция сегодняшнего дня - инклюзия детей с ОВЗ в образовательную среду нормально развивающихся сверстников. В статье предлагается один из вариантов инклюзивного образования детей с ОВЗ (обучающихся на дому) в стенах общеобразовательной школы. Освещены результаты внедрения данной модели в МБОУ «АСОШ №50». Раскрыта работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях интеграции.
Актуальность. Сегодня существуют специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программе VIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения.
Проблемой стало обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике такие учащиеся оказываются изолированными от социума, лишёнными коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.
Вообще организация образовательного процесса обучения детей на дому должна происходить с учётом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для таких детей может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма организации занятий (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно). Просто интегрировать в класс таких детей нельзя.
Учитывая существующие проблемы, противоречия и заказ общества к адаптивной школе, в МБОУ «АСОШ №50» реализуется модель инклюзивного образования, в результате внедрения которой дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу по индивидуальному учебному плану, индивидуально с учителем, совмещая индивидуальное обучение с уроками и занятиями в классном коллективе. Ребёнок – инвалид посещает образовательное учреждение. Сопровождение по аудиториям и помощь в организации учебно-воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель.
Таблица 1.
Организация учебно-воспитательного и коррекционного процессов
Программа Объём Форма реализации Исполнитель Преимущества
Учебный план 8 час
в недИнд в классной комнате учитель Используются организационные возможности класса (доска, мультимедиа, дидактические материалы)
Предметы эстетического цикла и развивающего (труд, ОСОМ, музыка) По возможности ребКоллективно в общеобразовательном классе классный руководитель Интеллектуальное развитие, развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и сотрудничества, социализация, адаптация в обществе.
ЛФК 3 час
в недИнд в специализированном зале учитель ЛФК Необходимая помощь по восстановлению пространственной ориентировки, координационных способностей, выносливости, гибкости и других двигательных качеств
Психологические занятия 2 час
в недИнд в психологическом кабинете Педагог-психолог Компенсация интеллектуальных сторон развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование коммуникативных навыков
Логопедические занятия 3 час
в недИнд в логопедическом кабинете учитель-логопед Коррекция недостатков в развитии звукопроизношения, словообразования, грамматического структурирования. Исправление дефектов в развитии письменной речи.
Внеклассные и внеурочные занятия По возможности ребКоллективно в классе классный руководитель Развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и сотрудничества
Ребёнок постепенно (1-2 урока в неделю) включается в образовательно-воспитательный процесс сверстников. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную (при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребёнка-инвалида). Существенную роль в реализации данной программы играет педагог – дефектолог, учитель-логопед.
По данным логопедической диагностики в нашем образовательном учреждении среди учащихся с ОВЗ 90% детей имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребёнка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.
Логопедическое сопровождение
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, и для мелкой мускулатуры рук, и для органов речи. Нацелены занятия на выработку силы, работоспособности, подвижности органов; скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.
Из опыта работы, очевидно, что основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами является первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекции и дальнейшее постепенное введение их в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальны, зато на этапе автоматизации – упражнение в парах, подгруппах интересно и полезно для детей. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активизации речевой функции, позволяет демонстрировать положительные детские примеры речепроизводства, даёт возможность соревновательного момента и т. д.
Результаты инклюзивного образования «обучающихся на дому»:
Внедрение модели инклюзивного образования для детей обучающихся на дому в МБОУ «АСОШ №50» осуществляется для 3 детей – инвалидов. Обучающиеся посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе, специалистов и кружки - по индивидуальному расписанию.
По данным внутришкольного мониторинга можно говорить о следующих результатах:
- компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью происходит успешно: дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой способны передвигаться по школе самостоятельно; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, коррегирующие произносительную составляющую, что делает речь инвалида разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адаптироваться в предложенных обстоятельствах; сопровождение ребёнка-инвалида социальным педагогом прививает навыки поведения в обществе. Отсюда и
- качество обученности детей с ОВЗ стабильное;
- позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий: 3680460138303000появилось положительное отношение к деятельности (по наблюдениям - 3 ребёнка из 3 с удовольствием стали посещать занятия в школе, нет пропусков без уважительных причин, отказов от деятельности, прекратились отрицательные высказывания о школе, об учёбе), формируется навык организации и самоорганизации учебного процесса (отслеживание урочного времени, освоение кабинетной системы), дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;
38423851168400Рисунок 1.
00Рисунок 1.
- коммуникативные универсальные учебные действия в развитии (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, дети класса не удивляются особенностям детей-инвалидов). Речевая активность ребёнка – инвалида в динамике представлена на рис. 1;
- формирование различных образовательных компетентностей (поиск информации в библиотеке, работа с мультимедийными технологиями, у доски, выступление перед сверстниками)
- всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ обеспечено доступностью образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд (поделки и рисунки инвалидов занимают призовые места в городе и республике, Аня ежегодно становится победителем в школьном конкурсе чтецов).
Грамотная инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативна не только в образовательном процессе, но и в коррекционном.