Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната


Соц.педагог Зигангирова Д.М. ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей ,с ограниченными возможностями здоровья».
Тема: Социально-психологичекое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Ежегодно школу-интернат заканчивают и начинают самостоятельную жизнь в среднем 10 детей, а социализация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья затруднительно. В 2016 году выпускаются 7 детей из них 1 ребёнок -сирота. Среди выпускников есть те, которые успешно адаптируются в обществе, трудятся в различных отраслях , организуют свою жизнедеятельность, свой быт ,создают семьи, растят детей, но и есть выпускники кому затруднительно социализироваться и интегрироваться в обществе. Они требуют постоянного сопровождения. Администрация и педагогический коллектив школы –интерната постоянно в поиске инновационных методов и практическом применении таких педагогических средств, которые позволяют решать многие проблемы социального становления наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации в современном обществе. Сопровождая наших выпускников в самостоятельной жизни отмечаем, что положительную динамику и результат даёт работа, когда сам воспитанник, проживает и пропускает через себя различную жизненную ситуацию, принимает активное участие в решении различных вопросов, участвует в организации своей учебной, трудовой деятельности, своего досуга. Главным условием для каждого человека в организации своей жизнедеятельности, адаптации и социализации в социуме является наличие жилья, наличие постоянного или временного места жительства и организованный быт и поэтому важным направлением в подготовке воспитанников школы-интерната является подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в квартире, в организации своего быта. Для решения данной задачи в учреждении с сентября 2014 года создана однокомнатная квартира. Создание однокомнатной квартиры позволяет воспитанникам проживать самостоятельно некоторое время в данной квартире. «покупать» продукты, готовить еду, планировать расходы, прочувствовать атмосферу домашней обстановки, увидеть то ,какая должна быть мебель, бытовая техника, необходимая посуда, как ею пользоваться, дети учатся снимать показания с приборов учёта воды и электроэнергии, тепла ,рассчитывать всё в денежном выражении ,затем заполнять квитанции и производить « оплату» за квартиру и коммунальные услуги. Воспитанники учатся экономному ведению домашнего хозяйства и бережливому отношению к своему жилью. Однокомнатная квартира- наглядный пример того, в каких условиях и как должен жить современный человек. Квартира рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного и воспитательного процесса практического применения, того что воспитанники обучаясь получают знания по программе «Учусь быть взрослым» разработанной специалистами учреждения на 3 года реализации и работающей с 2012года. Данная программа является базовой , и включает в себя систему социальных, правовых, педагогических и медицинских мер, направленных на формирование навыков самостоятельности и активного приспособления воспитанников к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей ,норм, правил и способов поведения, принятых в обществе и является универсальной основой для обеспечения личного и социального благополучия детей -сирот с ограниченными возможностями здоровья, так как специалисты и педагогический коллектив обеспечивают более длительное воздействие на ребенка не только в процессе обучения, но и в системе реабилитации и социальной адаптации. Основными формами и методами обучения по программе являются занятия, включающие практические работы, экскурсии, деловые и ролевые игры, лекции, беседы С целью проверки уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни, к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования и труду, в конце изучения курса проводится практикум, результаты которого анализируются на заседании педагогического совета школы-интерната. Для выпускника с ограниченными возможностями здоровья, данный проект рассматривается как адаптированная и интегрированная образовательная система, обеспечивающая подготовку воспитанников, в соответствии с объективными потребностями личности, общества, социально-экономическими условиями жизнедеятельности с учетом их способностей и возможностей, умеющего правильно организовать свою жизнедеятельность и свой быт.
Основная задача : Формирование личности, которое бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека, имеющего социальный, правовой багаж знаний.
-Ориентация на личность, её индивидуальные особенности и сохранные психические функции
-Воспитание современного молодого человека, умеющего быстро адаптироваться в информационном пространстве и применять на практике полученные в школе знания.
-Воспитание гражданина, семьянина, работника.
-Обобщение и закрепление общежитейских умений и навыков
-Создание системы социально-бытовых, экономико-трудовых, коммуникативных навыков.
-Повышение общего уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В реализации данных задач большую роль в учреждении отведено трудовому обучению и воспитанию.
Трудовое обучение и воспитание - важная составляющая часть всего образовательно-воспитательного процесса, поэтому обучение учащихся разнообразным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.
Трудовая подготовка в школе организована так, чтобы открывалась возможность виденья перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с этим разрабатаны учебные программы, создана необходимая методическая и материально- производственная база.
Современная жизнь предъявляет к выпускникам интернатных учреждений особые требования. Она определяет необходимость быть конкурентно способными на рынке труда, обладать профессиональной мобильностью и способностью принимать самостоятельные решения. Уровень подготовки детей данной категории к самостоятельной жизни во многом зависит от условий, созданных в образовательном учреждении. Системный подход к процессу трудового воспитания и обучения, который реализуется в школе-интернате, в современных условиях направлен на вооружение воспитанников объемом знаний и умений по столярному, штукатурно-малярному, слесарному, швейному ,сельско- хозяйственному труду и социально-бытовой ориентации. Во всех кабинетах созданы условия и имеются необходимые инструменты и принадлежности для обучения воспитанников. Занятие сельскохозяйственным трудом на учебно-производственном участке является средством социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-опытный участок школы-интерната площадью 1.5 га и в теплица пл.115 кв.м. являются учебной базой для проведения в 1-9-х классах уроков по сельскохозяйственному труду, природоведению, биологии и организации общественно-полезного, производительного труда; опытнической и природоохранительной работы, трудового и экологического воспитания, профориентации, социализации детей.
На территории круглогодичного загородного оздоровительного лагеря «Полянка» школы-интерната имеется земельный участок пл.10га, яблоневый сад и учебно- животноводческий комплекс, где воспитанники круглогодично с желанием ухаживают за курами, гусями, овцами, кроликами, козами, лошадью, бычками.
Включение сельскохозяйственного труда во все сферы образовательного процесса позволяет повысить уровень готовности детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, являются эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанника, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. У воспитанников формируются и развиваются целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма.
Профиль трудового обучения, получаемого детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебных мастерских школы , даёт возможность многим выпускникам продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования.
На территории Мензелинского района нет учебных заведений в которых могли бы продолжить обучение дети данной категории ,так как профессиональное образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает адаптированную программу с учётом их состояния здоровья, интеллектуальных возможностей профессиональных склонностей и интересов.
Выпускники – сироты и дети ,оставшиеся без попечения родителей получают профессиональное образование в специальных (коррекционных) группах колледжей и лицеев г.Казани, г.Бугульмы, г.Нижнекамска, р.ц.Актаныша, г.Мамадыша и проживают в общежитиях.
Период перехода от школы к этапу обучения для получения профессии, сложная и важная задача для ребёнка ,тем более для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. А правильный выбор профессии с учётом индивидуальных возможностей и переход к трудовой деятельности , позволит ему быстрее адаптироваться в обществе. Любая трудовая деятельность включает в себя социальные контакты ,вносит распорядок в повседневную жизнь, именно здесь осознаётся чувство нужности конкретного человека для общества, а для детей с ограниченными возможностями здоровья занятость посильной трудовой деятельностью является важнейшей составляющей их жизнедеятельности.
Мы , педагоги., стараемся показать правильный путь своим воспитанникам , чтобы они нашли своё место в обществе, а труд для них был необходимостью.
«Самое прекрасное зрелище на свете –видеть ребёнка ,уверенно идущего по дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций.
Дорожная карта
по самостоятельному проживанию воспитанника в социальной квартире
1.Проживание недельное (с понедельника по воскресенье включительно)
2.Составление с выпускником договора социального найма на квартиру.
3.Составление с выпускником акта приёма квартиры с учётом показаний приборов учёта электроэнергии, водоснабжения
4. Приём бытового оборудования, мебели, кухонных приборов, посуды, постельных принадлежностей по перечню в журнале приёма и сдачи.
5.Инструктаж по технике безопасности пользования бытовыми электроприборами (тетрадь по ТБ ,памятки)
6.На основании приказа директора , продукты воспитаннику для приготовления завтрака и ужина на время недельного проживания в квартире выдаются со склада и оформляются через накладные , заведующим складом.
7.Воспитаннику выдаются наличными денежные средства в сумме 1000 руб. на «закупку» продуктов и оплату коммунальных услуг. Продукты «закупаются» в продуктовом складе школы. Заведующий складом выступает в роли продавца«продаёт»продукты «покупателю» за деньги, выдаёт «чек» с описью купленных продуктов с указанием цены. В понедельник подводится итог по рациональному израсходованию денег. Деньги передаются следующему « жильцу».
8.Воспитанник в квартире самостоятельно организовывает свою жизнедеятельность: утром сам просыпается, самостоятельно готовит себе завтрак и т.д.После уроков возвращается в квартиру, готовит домашнее задание , ужин ,выполняет домашние дела. Обедает в столовой. Все необходимые личные вещи, также одежда и обувь находятся в квартире. В воскресенье воспитанник завтрак, обед, ужин готовит сам . При необходимости и затруднительной ситуации имеет возможность обратиться к специалистам и педагогам школы за советом.
9.По окончании срока проживания ,в понедельник, воспитанник заполняет квитанции на оплату коммунальных услуг, оплачивает их и сдаёт квартиру следующему «жильцу».
10.Всю организационную деятельность (составление меню, подсчёт денег , т.д.)и жизнедеятельность в квартире , воспитанник записывает в своём индивидуальном дневнике .Подводя итоги проживания, описывает с какими трудностями столкнулся и дальнейшие свои пожелания.
11. Документы(копии) воспитанника: паспорт, свидетельство о рождении СНИЛС, ИНН, медицинский полис ,сберегательная книжка находятся в квартире (в определённом для хранения данных документов) месте.
12.Ключ от квартиры в дневное время находится на вахте.