Статья Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

М.В. Мережина,
учитель начальных классов
МОУ «Кречетовская средняя школа», Каргопольского района

Создание условий для формирования у обучающихся
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Ребёнок приходит в школу с великим желанием учиться, проявить и показать свои индивидуальные способности. Из своих многолетних наблюдений вижу, что у некоторых детей интерес к учёбе постепенно снижается или исчезает совсем. Особенно это заметно в последние годы, когда потребности детей проявляются только в развлечениях, компьютерных играх, пассивном времяпрепровождении. Почему же так происходит? Что нужно знать и делать учителю, чтобы интерес к учёбе не исчез?
Изучая педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что основным залогом успешной учёбы является интерес к познанию. Интерес – это состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Кроме того, «интерес ученика поддерживается эмоциями» [2, c. 149].
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться, сформировать интерес и мотивы обучения и воспитания. «Формирование мотивации как основы и источника генезиса интереса» [2, с. 28] очень важно на начальном этапе обучения, потому что влияет на результаты учёбы и определяет успешность детей в дальнейшем. Этого же требует и современная школа. Ведь одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС является «сформированность мотивации к обучению и познанию»[3, с. 6].
Существует несколько групп методов стимулирования и формирования мотивации:
Методы эмоционального стимулирования:
– создание ситуации успеха;
– поощрение и порицание;
– использование игры;
–постановка перспектив. Здесь уместно сказать о портфолио обучающегося. Для того чтобы придать мотивам личностный смысл, нужно, чтобы каждый ребёнок видел свой рост, своё движение, успехи.
Методы развития познавательного интереса:
– формирование готовности восприятия учебного материала;
– построение игрового сюжета вокруг учебного материала;
– занимательное содержание;
– ситуация творческого поиска.
Методы формирования ответственности и обязательности:
– разъяснение значимости учения;
– приучение к выполнению требований оперативного контроля.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личных качеств учащихся:
– самооценка;
– взаимооценка;
– рефлексия;
– творческое задание;
– проблемная ситуация;
– дискуссия;
– создание креативного поля (нахождение нестандартных решений).
Используя данные методы, учитель решает важную задачу – появление положительных эмоций по отношению к учебной деятельности у ребёнка, развитие познавательного интереса, творчества и ответственности.
Важным фактором для возникновения положительных эмоций у детей является создание микроклимата в школьном коллективе. Взаимодействие учителя и учеников должно быть обусловлено ровными, деловыми отношениями. Здесь многое зависит от личности учителя, от его умения сплотить детей и в то же время раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка. «Дети активные существа А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность», – Ш.А. Амонашвили [2, с. 59]. Большая возможность для этого учителю предоставлена не только в учебной деятельности, но и во внеурочной (праздники, кружки, клубы, походы и т.д.).
Кроме того, развитию интереса способствует выбор форм, методов и приёмов обучения. Нестандартные формы уроков всегда привлекают внимание младших школьников. Это могут быть уроки-путешествия, урок-игра, экскурсия, выставка, интегрированный урок. Такие занятия надолго запоминаются детям и вызывают неподдельный интерес.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы развития интереса и положительной мотивации, добиваясь более качественных результатов.

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется ФГОСом, потому что «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход» [3, с. 4]. Данная технология характеризуется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Например, на уроке математики в 3 классе среди всех примеров на сложение встречается пример с неизученным приёмом вычислений. Ученикам предлагают решить его. Каждый ищет свой путь решения. Далее проблему обсуждают, представляя своё решение, отстаивая личное мнение. Завершающим этапом становится выбор более удобного решения.

2. Исследовательская работа

Ученик из слушателя превращается в активного участника процесса обучения. Исследование – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Здесь учителю важно продумать организацию, используя приёмы наблюдения, сравнения, научить детей анализировать, проводить опыты, эксперименты, обобщать, делать выводы.
Например, исследовательская работа по технологии «История одного платка». Ученик изучает технику печатания на ткани штампами и делает выводы, что её можно освоить, научить других, применить в жизни.

3. Здоровьесберегающие технологии

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья я использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: гимнастику для глаз, музыкальные паузы, пальчиковую гимнастику, мимическую гимнастику, физминутки, проветривание, умеренное озеленение класса.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)

Данная технология предусмотрена образовательными программами и включена с первых дней обучения ребенка в школе практически по всем предметам. Работа со сверстниками развивает коммуникативные умения. «В сотрудничестве ребёнок оказывается и сильнее, и умнее, чем в самостоятельной работе», – так писал педагог Л.С. Выготский [1, c. 31].
Методика такой технологии хороша ещё и тем, что каждый ученик может выполнять разные роли на различных уроках. Работа в группах очень интересна детям, так как даже дети с низким уровнем работоспособности делают попытки включиться в работу группы. Эта работа требует кропотливого труда учителя и знания способностей своих подопечных, поэтому на начальном этапе лучше использовать работу в парах, а чуть позже уже в группах.
Например, на уроке математики в 1 классе при изучении таблицы сложения один из учеников исполняет роль учителя, а другой ученика.

5. Игровые технологии

Игра для младших школьников – любимый вид деятельности. Игровые упражнения обогащают учащихся новыми впечатлениями, развивают, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс. Чаще всего игровую технологию использую для обобщения темы, раздела учебного материала или на отдельных этапах урока. Но учителю нельзя забывать, что за игрой стоит урок.
Например, изучая на уроках чтения рифмы, можно организовать игру «Доскажи словечко». На уроках окружающего мира провожу дидактические игры «Чьи это детки?», «Что из чего сделано?» и др.

5. Проектная деятельность

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Например, каждый год в нашей школе проходит конференция в начальных классах по защите проектов. Дети выступают с работами, которые они выполняли в сотрудничестве с родителями и педагогом.

6. ИКТ технология

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ: быстрота, маневренность, оперативность и создание эффекта присутствия («Я это видел!»), что очень важно для детей.
Например, практически на каждом уроке я использую видеоролики, презентации, фильмы, картинки, фотографии на различную тематику в соответствии с темой урока.

Все вышеизложенные формы, приёмы, методы, новые технологии, применяемые на уроках и во внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Считаю, что главным достижением в педагогическом мастерстве учителя является тот факт, когда ученик идёт в школу с радостью, с желанием учиться. С.Н.Лысенкова утверждала, что «если дети идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей успешности учительского труда» [1, с. 98].





Список информационных источников

1. Баженова, И.Н. Педагогический поиск / И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
2. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Баженова, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
3.     Формирование интереса к учению у школьников: к изучению дисциплины / Г.С. Абрамова, Б.М. Грицишин, Л.К. Золотых ; под ред. А.К. Маркова. – М. : Педагогика, 1986. – 191 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. – М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2016. – 41 с.