И.А.Бунин. Слово о писателе.Темные аллеи. История любви Надежды и Николая Алексеевича. Поэзия и проза русской усадьбы.



Тема урока: И.А.Бунин. Слово о писателе."Темные аллеи". История любви Надежды и Николая Алексеевича. "Поэзия" и "проза" русской усадьбы.
Цели:
образовательные:
- познакомить обучающихся с творчеством И.А. Бунина;
– раскрыть понятие поэтики прозы Бунина;
– проследить историю создания книги «Темные аллеи»;
- определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи», которая становится основной темой всего творчества писателя и рисует перед читателем целостную картину мира;
развивающие:
– развивать умение прослеживать общую линию в книге рассказов;
– развивать умение определять роль пейзажа, портрета, интерьера в тексте;
воспитательные:
– воспитывать чувство эстетического наслаждения от литературных и живописных произведений;
- помогать осознавать первостепенность любви в жизни человека.
Теория литературы: сборник рассказов.
Оборудование и наглядность:
портрет Бунина, выставка иллюстраций к рассказам из сборника «Темные аллеи», выставка книг И. А.Бунина.
Фонохрестоматия
Индивидуальное задание
Биография И.А. Бунина
ХОД УРОКА
1. Оргмомент2. Опрос по домашнему заданию
Сообщения о жизни и творчестве И.А. Бунина
3. Актуализация опорных знаний
- Прочитайте отрывок и определите, из какого он произведения (Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой, купались и лежали на солнце до самого завтрака. После завтрака - в знойном сумраке нашей хижины под черепичной крышей тянулись через сквозные ставни горячие, веселые полосы света) - Какова его тема? (украденная любовь)
- Жанр произведения? (рассказ)
-Дайте определение рассказа. (небольшое по объему прозаическое произведение, затрагивающее одну или несколько проблем. связанных с малым количеством персонажей)
- В какой сборник входит рассказ, прочитанный дома? ("Темные аллеи")
4. Мотивация учебной деятельности
- Интересно ли продолжить знакомство со сборником?
- Будет ли продолжена тема любви?
- Прослушав рассказ, объясните его название.
5. Слушание текста. (фонохрестоматия)

6. Постановка цели и задач урока
- Тема рассказа? (История любви Надежды и Николая Алексеевича)
7.Анализ рассказа.
- Понравился ли рассказ? Почему так называется?
- Возникли ли у вас вопросы по содержанию?
- Расскажите о взаимоотношениях героев.
- Кто симпатичен вам?
- Как к ним относится автор? Откуда это видно?
-Прочитайте отрывок из книги В. Смоленского, выберите тезисы для определения формулы любви по Бунину « Была, впрочем, одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а наоборот, шел навстречу, как к спасительному. Он был занят ею давно, писал в полном смысле; ни война, ни революция не могли его привязанности к ней пошатнуть, - речь идет о любви.
Любовь в его изображении поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто они прорываются на поверхность: большинство людей не испытывают их рокового возмездия до конца своих дней. Такое отношение к любви неожиданно придает трезвому бунинскому таланту романтический отсвет. Впрочем, эта неожиданность кажущаяся. Ничего не прощавший своим героям – малейшей пошлости, слабости, даже физического несовершенства, Бунин уже силой внутренний логики должен был выйти к рубежам идеального, беспримесного чувства, достояния немногих».
- Совместное составление схемы
ЛЮБОВЬ
идеальное достойно развивается по неведомым
чувство немногих человеку законам
нечасто прорывается ничего
на поверхность не прощает
8. Особенности языка
-Пейзаж
-Портреты
- Интерьер
9. Рефлексия "Приобретаем опыт"
-Бережно относись к чувствам другого человека
- Не предавай любовь