Урок по русской литературе Печальник жизни народной(по лирике Н.А.Некрасова) (10 класс)


Урок литературы. 10 класс
Тема. «Печальник жизни народной» (изучение темы рассчитано на 2 урока – парная система уроков)
Цель: познакомить учащихся с биографией Н.А.Некрасова, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества, показать связь личности писателя с его творчеством; совершенствовать умение анализировать стихотворения, раскрывая основные мотивы лирики поэта; воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, проектор, презентация, портрет Н.А.Некрасова.
Ход урока
І. Мотивация.
«Печальник жизни народной». Такую характеристику дал Некрасову Ф.Достоевский в день смерти поэта. Сегодня мы постараемся разобраться, почему именно такое определение дает писатель творчеству Некрасова.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем начать разговор о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, давайте вспомним, какие исторические события происходят в Европе и России с 1850 по 1880 г.г.?
(- Революция в Европе (1848—1849 гг.)- 1848—1855 гг. в России — период «мрачного семилетия».
- Разгром петрашевцев.
- Поражение России в Крымской войне.
- Подъем демократического движения и крестьянских волнений.
- Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции.
- Отмена крепостного права в 1861 г. и последсвия крестьянской реформы.
- Противоборство либералов и демократов.
- Начало буржуазных преобразований.
- Демократические идеи народничества, их «утопический социализм».
- Активизация тайных революционных организаций)Как в свете этих исторических событий развивается русская литература?
(- Усиление цензуры в литературе. Образование «бтурлинского» комитета по делам печати. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку, а Тургенева в Спасское-Лутовиново.
- 1855 г. — смерть Николая I. Ослабление цензурного гнета.
- Рассвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского.
– Ведущая роль журнала «Современник».
- Литература — средство преобразования действительности на гуманистических основах.
- Развитие русской драматургии. Начало расцвета русского реалистического романа. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество».
- Утверждение реализма в литературе. Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Достоевского, Лескова. «Диалектика души» и глубинный психологизм в их произведениях. - Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Майков, Полонский)
- После отмены крепостного права интерес к жизни народа и пореформенной деревни. Вопрос о народном счастье. Мысль о гражданском служении образованного общества народу. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада.
- Четкая общественная позиция в литературной критике.
- Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Идеологическая критика Шелгунова. - Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г. Успенского, Лескова. - Продолжение литературной деятельности Фета, Майкова, Полонского. Появление плеяды поэтов-народников)ІІІ. Работа над темой урока.
Учитель показывает презентацию, а дети, проработав материал дома, комментируют слайды. Учитель вносит необходимые дополнения.
Слайд №1 Портрет Н.А.Некрасова
Слайд № 2-5 . Портреты Алексея Сергеевича Некрасова, Елены Андреевны Закревской.
(Ученики, опираясь на материал учебника, рассказывают о семье поэта:Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 63 души крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. Крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, почти повсеместным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу поэта, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне и дворовые, но и любимая «русокудрая, голубоокая» мать поэта. «Это… было раненное в самом начале жизни сердце,- говорил о Некрасове Достоевский,- и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».Но и от своего отца Некрасов унаследовал некоторые положительные качества — силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели, как требовал отцовский идеал: рука тверда, глаз верен, дух испытан.От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился и охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.)
Учитель. Расскажите и связи А.С.Некрасов с декабристами.
(Осенью 1826 года состоялся отъезд Некрасовых в ярославкое имение Грешнево по особым обстоятельствам. До выхода в отставку А.С.Некрасов был бригадным адъютантом в воинском подразделении 18-й пехотной дивизии, входившей в состав 2-й армии, штаб-квартира которой располагалась в 30 верстах от Немирова, в г. Тульчине. Здесь в 1821-1825 годах размещалась центральная управа Южного общества декабристов, возглавляемая Пестелем. И хотя отец Некрасова не был посвящен в тайны декабристов, но по долгу службы был знаком с многими заговорщиками. Когда начались аресты, Алексей Сергеевич, опасаясь за себя и судьбу семейства, уезжает в Грешнево. А в феврале 1827 года по Ярославско-Костромскому тракту, мимо усадебного дома Некрасовых, провезли в Сибирь декабристов)Слайд № 6 ГрешневоВ каких произведениях Некрасов поднимает тему декабристского движения и его последствий?
( Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины»)
Учитель. Именно в Грешневе завязалась глубокая дружба Некрасова с крестьянами, которая питала потом его душу и творчество на протяжении всей жизни: Приятно встретиться в столице шумной с другом Зимой, Но друга увидать, идущего за плугом В деревне в летний зной,- Стократ приятнее… Так писал Некрасов летом 1861 г. в ГрешневеСлайд № 7 Волга
Учитель. Отношение поэта к Волге
(Ответы детей)
Слайд № 8 (восторженное отношение к реке – месту детских и юношеских охот и рыбалок Некрасова)
Слайд № 9-10 (Волга и бурлаки)
Слайд 11. Ярославская гимназия
( Ученики рассказывают о годах, проведенных в гимназии»Учитель.В Ярославской гимназии он уже целиком отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери,- литературе, театру. Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще. К моменту решающего поворота в его судьбе у Некрасова была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам: «Я отроком покинул отчий дом// За славой я в столицу торопился»…
Слайд № 12 «Петербургские Мытарства»
20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав о его намерении, Алексей Сергеевич пришел в ярость, отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки и помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, без всякой поддержки и опоры. Началась жизнь, совершенно не похожая на жизнь обычного дворянского сына. Будущий поэт сам избрал для себя путь тернистый, типичный скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего себе дорогу. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамен в университет, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение трех лет посещал занятия на филологическом факультете.»Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки», полуголодное существование, наконец, поденная, черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно «хождение по мукам» формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное, открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники и мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.
Слайд № 13 Белинский
В ходе этого духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно «преклонял колени». Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда «неистовый Виссарион», как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности?.. Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника…»Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: «петербургские мытарства» научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить «золотое народное сердце». Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик. Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении «Памяти Белинского», в поэме «В. Г. Белинский», в сценах из лирической комедии «Медвежья охота»: Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе… Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова «В дороге» (1845). Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!»Наряду с поэзией Некрасов в эти годы пробует силы и в прозе. Особо выделяется его незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843-1848), произведение во многом автобиографическое, связанное с «петербургскими мытарствами». Отдельные сюжеты и тематические мотивы этого романа Некрасов разовьет потом в поэзии — «Несчастные», «На улице», «О погоде», «Ванька», «Извозчик» и др. Белинский высоко ценил острый критический ум Некрасова, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и унаследованную от ярославцев деловитость и предприимчивость. Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Он собирает и публикует в середине 40-х годов два альманаха — «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». В них печатают очерки, повести и рассказы о жизни столичной бедноты друзья Белинского и Некрасова, писатели передового образа мысли, сторонники «гоголевского», критического направления.
Слайд № 14. Сотрудники журнала «Современник»
Слайд № 15 Журналы «Современник» и «Отечественные записки».
В 1847 году в руки Некрасова и его друзей (И. И. Панаева, Белинского, Тургенева) переходит журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П. А. Плетнева и теперь заново возрожденный. С журналом «Современник» будут связаны лучшие русские писатели 40-60-х годов. При участии Некрасова Тургенев публикует здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», Д. В. Григорович — повесть «Антон Горемыка», А. И. Герцен – повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов», Белинский — поздние критические статьи. Однако начавшийся к концу 40-х годов в России общественный подъем на самом его взлете подсекает страшный удар. В феврале 1848 года вспыхивает революция во Франции, и перепуганный Николай I решает разом пресечь всякое «вольномыслие». Арестованы члены кружка Петрашевского, подобная же участь угрожает Белинскому, но, как с горечью писал Некрасов, «тут услужливо могила ему объятья растворила». В стране начался один из самых тяжелых периодов ее истории, получивший название «мрачное семилетие»: Помню я Петрашевского дело, Нас оно поразило, как гром, Даже старцы ходили несмело, Говорили негромко о нем. Так писал Некрасов в сатире «Недавнее время» о трудных годах, которые переживала тогда и наша литература. Придирки цензоров доходили до нелепости: даже в поваренных книгах вычеркивалось словосочетание «вольный дух». Случалось, что перед выходом в свет «Современника» цензура запрещала к публикации добрую треть материала, и тогда Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность, чтобы спасти журнал от катастрофы. Именно в этот период он совместно с женой, А. Я. Панаевой, пишет два объемных романа «Три страны света» и «Мертвое озеро», призванные заполнять запрещенные цензурой страницы журнала. В суровых условиях оттачивается мастерство Некрасова-редактора, его умение ловко обходить цензурные препятствия. На своей квартире он устраивает еженедельные обеды, в которых, наряду с сотрудниками журнала, принимают участие цензоры, волей-неволей смягчающие свой нрав в интимной обстановке да еще в кругу знаменитых литераторов. Использует Некрасов и свои знакомства с высокопоставленными людьми как член Английского клуба и искусный игрок в карты. После смерти Белинского, в 1848 году Некрасов подключается к работе в литературно-критическом разделе журнала. Его перу принадлежит ряд блестящих критических статей, среди которых выделяется очерк «Русские второстепенные поэты» (1850), восстанавливающий пошатнувшуюся в 40-е годы репутацию поэзии. Великая заслуга Некрасова-редактора перед русской литературой заключается и в том, что, обладая редким эстетическим чутьем, он выступал в роли первооткрывателя новых литературных талантов. Благодаря Некрасову на страницах «Современника» появились первые произведения Л.Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы». В 1854 году по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал идеолог русской революционной демократии Н.Г. Чернышевский, а затем литературный критик Н.А. Добролюбов. Когда в 1859 году произойдет исторически неизбежный разрыв либералов с революционерами-демократами и многие талантливые писатели либерального образа мысли уйдут из «Современника», Некрасов-редактор найдет новые писательские дарования в среде беллетристов-демократов и в литературном отделе журнала увидят свет произведения Н. В. Успенского, Ф. М.Решетникова, Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, П. И. Якушкина, Г. И. Успенского и др. В 1862 году после петербургских пожаров поднимается очередная волна гонений на передовую общественную мысль. Распоряжением правительства «Современник» приостанавливается на восемь месяцев (июнь — декабрь 1862 года). В июле 1862 года арестован Чернышевский. В этих драматических условиях Некрасов предпринимает энергичные попытки спасти журнал, а после официального разрешения в 1863 году печатает на страницах «Современника» программное произведение русской революционной демократии, роман «Что делать?» Чернышевского. В июне 1866 года, после выстрела В. В. Каракозова в Александра II, власти вновь запрещают издание «Современника». Рискуя своей репутацией, во имя спасения журнала Некрасов решается на «неверный звук»: он произносит в Английском клубе стихи, посвященные О. И. Комиссарову, официально объявленному спасителем царя от покушения Каракозова. Но все эти отчаянные попытки спасти журнал остались безрезультатными и явились предметом мучительных угрызений совести и раскаяния. Только спустя полтора года Некрасову удается арендовать у А. А. Краевского журнал «Отечественные записки». С 1868 года и до самой смерти Некрасов остается бессменным редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные литературные силы 70-х годов. В редакцию «Отечественных записок» Некрасов приглашает М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. 3. Елисеева. В отделе беллетристики печатаются А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, С. В. Максимов, Г. И. Успенский, А. И. Левитов и другие писатели демократического лагеря. Отделом критики руководит Д. И. Писарев, а после его смерти — А. М. Скабичевский и Н. К. Михайловский. Отдел публицистики ведут Г. 3. Елисеев и С. Н. Кривенко. Журнал «Отечественные записки» разделяет в 70-е годы славу запрещенного «Современника» и стоит в самом центре общественной и литературной борьбы. Деятельность Некрасова-редактора принадлежит к числу самых ярких страниц в истории русской журналистики. В самом начале общественного подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. «Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга»,- сообщал поэту Н. Г. Чернышевский. «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся»,- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую работу, собирая стихотворения «в один фокус», в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл «На улице». Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: «Мерещится мне всюду драма». Совокупность сценок придает стихам некоторый дополнительный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о «преступном состоянии мира», в котором существование возможно лишь на унизительных условиях.
Слайды № 16-20 Обзор творчества Н.А.Некрасова
Слайд № 20 Как любил «певец русской женщины» (фото А.Я.Панаевой и З.Н.Некрасовой)
Рассказ учителя. Как любил «певец женщины»«Всех возмущало не то, что Некрасов был многолюб, многоженец, неспособный к однобрачной любви. Таковы почти все лирики… Пушкин любил сто тринадцать или сто четырнадцать женщин и это казалось естественным, это ни в ком не вызывало вражды. Если что возмущало в Некрасове, так именно то, что любовь Некрасова, по крайней с первого взгляда, не была любовью поэта… Разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой… Женщины для него не любовницы, но как бы наёмные жены». Так писал знаток творчества и и личности Н.А.Некрасова Корней ЧУКОВСКИЙ в своей статье «Подруги поэта». УТОМИТЕЛЬНАЯ ПАНАЕВАПривлекательная смуглянка с постоянным румянцем на лице Авдотья Яковлевна ПАНАЕВА, бывшая замужем за писателем И.И.Панаевым, прочнее всех остальных женщин была спаяна с биографией поэта. Ей он посвятил больше любовных стихов. Только она вошла в его литературную жизнь. От неё единственной Николай Алексеевич имел ребёнка, скончавшегося в младенчестве. Но она была уже третьей или четвёртой подругой поэта…Любовная жизнь мастера пера началась в Петербурге, где он сперва скитался полубездомным бедняком. Его первая подруга была весёлой гувернанткой. Её смех доставлял ему радость:Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понуря головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь…Но зачастую смертельно усталый, задавленный непосильной литературной поденщиной, он в ответ на участливые вопросы и ласки любимой уныло молчал. Пушкинское «чудное мгновенье» превращалось у него в молчаливую скуку. И «при виде этой страстной преданности начинало разыгрываться сладострастие жестокости». Автор упомянутой статьи пишет: «В первой половине жизни Некрасов – плебей, и его любовь – любовь плебея… Они любили друг друга неумело и страстно, голодали и нищенствовали, расходились и снова сходились, но эти богемные годы прошли, и плебейская любовь заменилась у Некрасова барской».По мнению Чуковского, Авдотья Панаева была из тех утомительных женщин, которые любят ощущать себя мученицами. Живя с Некрасовым в 1850-е годы, она писала друзьям: «Радость мне нейдёт. Об удовольствиях я так же мало думаю, как преступник о рае», «лишь бы не потерять головы от горя…» Она признавалась, что была противна поэту своею «исступлённою грустью».В 1860 году Некрасов бурно влюбляется в какую-то девушку ( предположительно Марию НЕВРОТИНУ). И хотя тогда ему было 39 лет (а на деле он казался старше), девушка полюбила его. Он принял эту любовь по-некрасовски, с мучительным недоверием к своим нравственным и физическим силам: «Что дам я доверчивой девочке, которая полюбила меня первой любовью?». Панаевой между тем оставалось одно – ревновать…ЖАДНАЯ ЛЕФРЕН И ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ МЕЙШЕНВскоре Некрасов приблизил к себе высокую и приятную француженку Селину ЛЕФРЕН. Его враги с негодованием рассказывали, будто отправляясь к Селине, он заставлял несчастную Панаеву приготовлять для соперницы ужин. Панаева решилась уйти от него , пока стала хозяйкой дома…С этого времени кончились трудные и мучительные отношения Некрасова с женщинами и начался безмятежный любовный комфорт. Селина Лефрен словно родилась для того, чтобы сделаться содержанкой богатого барина. Корректна, элегантна, покладиста и в меру безразлична. Она была очень удобной женщиной, так как не требовала ничего, кроме денег, которые у Некрасова к тому времени стали водиться. Его талант редактора и организатора литературных сил теперь вовсю развернулся в журнале «Современник».Нанятая жена Селина отлично понимала свою роль. В благодарность за это Николай Алексеевич охотно позволял ей набивать сундуки бархатами, серебром и кружевами. Он знал, что, когда эти сундуки будут наполнены доверху, она покинет его и уедет в Париж. Было похоже, что он смертельно устал от настоящей любви и теперь с удовольствием вкушает поддельную. Для всей России Некрасов был учителем жизни, великим поэтом, а для неё он был просто богатым меценатом. Разговаривать много с Селиной Некрасов не мог, так как плохо говорил по-французски, а она не владела русским.Когда Селина скопила свои тысячи денег, она покинула Россию навсегда. А её место около Некрасова немедленно заняла молодая, красивая женщина, шестая или седьмая по счёту, Прасковья Николаевна МЕЙШЕН. После смерти мужа-немца, который оставил ей дом, поэт вывез её из Ярославля.Молодую вдову прельстило, что у Некрасова был собственный выезд: отличные вороные лошади, крытые голубой сеткой. У фешенебельного катка на Конюшенной Прасковье все завидовали и считали её генеральшей. Молодую «генеральшу», естественно, окружали молодые поручики. Один из них, смелый усач Котельников, даже появлялся в некрасовской ложе в театре, когда поэт по обыкновению приезжал лишь к последнему действию.Николаю Алексеевичу это наскучило. Он предложил Прасковье Николаевне немедленно вернуться в Ярославль. Перед отъездом она отплатила ему обильными сплетнями, изобразив себя невинной жертвой его разнузданного и грубого нрава. За краткое сожительство поэт ни в чём не отказывал ей. Однажды он писал брату Федору: «Отпусти ей всё, что она потребует из карабихской моей мебели и бронзы» (для ярославского дома Прасковьи).ПРЕДАННАЯ ФЕКЛА ВИКТОРОВАКогда Прасковья ушла от Некрасова, ему было 48 лет. Он недолго оставался один. Вскоре в его доме водворилась очередная поклонница, дочь барабанщика Фекла. Фекла была очень молода. Примечательно, что, чем старше становился поэт, тем более молодую подругу он себе выбирал. Панаевой было 44 года, Селине – 32, Прасковье – 25, Фекле –19.Некрасову не нравилось её простонародное имя – Фекла Анисимовна. Он стал называть её Зиной, Зинаидой Николаевной ВИКТОРОВОЙ. По словам сестры Некраcова, Зина, блондинка с ямочками на щеках, походила на балованную, смазливую, сытую горничную из богатого господского дома. Роскошные магазины на Невском проспекте для неё, не слишком грамотной, были величайшим источником радостей. В отличие от Прасковьи, она заучивала наизусть стихи поэта, целовала ему руки и почти никуда не выезжала без мужа.Зине одной удалось сделаться Некрасовой. Этого она добивалась упорно, осторожно, с оглядкой. Поэт обвенчался с ней весной 1877 года, уже будучи безнадежно больным. Свадебные песни звучали для него панихидой: жених был худ как скелет. Он умер 27 декабря того же года от рака кишечника в возрасте 56 лет.Зинаиде Николаевне поэт после смерти по завещанию не оставил никаких денежных средств. Все авторские права на произведения завещал своей сестре А.А.Буткевич. Молодая вдова уехала к себе на родину в Саратов и жила там замкнуто, избегая всяких знакомств и разговоров о своей жизни со знаменитым человеком. В саратовских газетах время от времени появлялись известия, что вдова поэта сильно нуждается. Умерла она в 1915 году, на 70-м году жизни, одинокой, всеми забытой, кроме баптистов, к которым обратилась в последние годы…ЖЕНЩИНЫ ОБЛАГОРАЖИВАЛИ ПОЭТАКак же любил Некрасов? Во вторую половину своей жизни он был хозяином во временных брачных союзах. Чуковский пишет: «Литературный заправила, рулевой, - он проявил тот же повелительный нрав и в своих отношениях к женщинам. И, старея, он оставался господином в любви, сохраняя и этот руль в своих (а не в женских) руках».Именно Евдокию Яковлевну он любил, кажется, по-настоящему. Из всех близких к Некрасову женщин одна только Панаева оказалась верна его памяти. Её воспоминания о нём являются лучшей апологией поэта в русской мемуарной словесности…
Панаевский цикл. «Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.
Чтение и анализ стихотворений «Я не люблю иронии твоей…» (Пустые слова, плоды иронии, порождённые отсутствием истинных чувств. Они вызывают тоску, обиду, один их самых сильных грехов - уныние, они засоряют душу. Они как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше. Пятнадцать строк, поведавшие нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью, и ясно видящие приближения разлуки. Эти строки напоминают прозу, благодаря анапесту, не свойственному "золотой" поэзии Пушкина и Лермонтова, и легко запечатляются в памяти, как, на мой взгляд, любая настоящая поэзия, начертанная пером поэта, и продиктованная его чувствами)и «Мы с тобой бестолковые люди…» (Нписано в 1851 году. В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала. Размер – анапест. Аллитерация- шипящие. Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными, но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья…», — считает поэт).Народ в лирике Некрасова. Чтение стихотворения «В дороге»
Работа над стихотворениями
1. Народ в лирике Некрасова. Чтение стихотворения «В дороге»
Вопросы и задания к стихотворению «В дороге»
— Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.
— В чем стихотворение сходно с народной балладой?
— Какой характер тексту придает его диалогичность?
— Как в стихотворении переданы особенности народной речи? Какой смысл это придает тексту?
— В чем трагедия героини стихотворения, ее мужа и сына?
— Какими способами поэт передает в стихотворении драматизм ситуации?
— Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?
2. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.)  Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».
Чтение стихотворения  по ролям.
- О чём спорят герои стихотворения?
- Кто победил в этом споре?
(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:
Будь гражданин! служа искусству,Для блага ближнего живи,Свой гений подчиняя чувствуВсеобнимающей любви…
А что поэт?  Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,Не для корысти, не для битв,Мы рождены для вдохновенья,Для звуков сладких и молитв.
Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:
Лукаво жизнь вперёд давила,Как моря вольные струи,И ласково  любовь сулилаМне блага лучшие свои…
Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда
Под игом лет душа погнулась,Остыла ко всему она,И Муза вовсе отвернулась,Презренья полного полна.
Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».
Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически соединились  гражданские и общечеловеческие истины.
Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая  (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта  идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов)  имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» - это святое служение родине, «прочно»  оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится,  а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность.  Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими  в его глазах  были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский.  Идейным центром  его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.
3. Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.
В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его  Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и Зла.
Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
- А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».  
Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой».Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.
4. Анализ стихотворния «Элегия».
Словарная работа.
Определение жанра.
Чтение стихотворения учителем наизусть.
Учащиеся работают с текстом, ведут записи  в тетрадях.
- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)
Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
- Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему  вдохновение и как поиск ответов на  «тайные вопросы» выливается  в громкую, широкую песню).
Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
Учащиеся.  Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему  свободному  побуждению.
Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).
5.Вопросы и задания к стихотворению «Зине»
— С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?
— С каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?
— Что для поэта представляет бóльшую ценность в жизни: песни или борьба? Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?
— За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
— Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?
— Каким, по Некрасову, должно быть предназначение человека?
IV. Рефлексия. Слайды № 24-25
Итог урока. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти Некрасов приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, потому что сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с угнетателями народа.
Домашнее задание. Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо», стр 293-303 читать, конспектировать, подготовиться к литературному диктанту по биографии и лирике Некрасова