Всероссийский урок в младших классах: «Готов к труду и обороне»


Методическая разработка
классного часа в 1-В классе
ко Всероссийскому уроку
«Готов к труду и обороне»
Автор:
Иванова Юлия Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №24» г. Симферополь
Цели:
создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой;
Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься спортом, быть всегда готовым к труду; ознакомить детей с объектами культурного наследия Санкт-Петербурга.
Воспитывать общую культуру здоровья.
Оборудование: компьютер и экран, фотографии, на которых изображены виды спорта, правила здорового образа жизни, тексты загадок, изображения с отгадками; запись мультипликационного фильма «Мульт-Россия – Санкт-Петербург», дидактические материалы – тексты фрагментов стихотворений о Петербуге, в которых описываются природные, исторические и культурные особенности города, а также фотографии объектов культурного наследия, отражающие специфические черты города.
Форма проведения:
Час общения.
Ход урока
I . Организационный момент (3мин.)
Дети заходят в свой класс и рассаживаются за парты.
Знакомство.
       - Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой,  со мной, вашей первой учительницей, и узнать своих будущих одноклассников. Меня зовут Юлия Валерьевна.
         А теперь я хочу узнать, как зовут вас. Сейчас, я досчитаю до 3 и каждый из вас громко и чётко назовёт своё имя. 1, 2, 3…. Ребята, получилось ли знакомство? Почему? Правильно. Именно по этому в школе действует очень важное правило – «правило поднятой руки»: если вы хотите что-то, спросить или ответить надо поднять руку. Пока один ученик отвечает, другие его слушают не перебивают…. Поняли?
        Ну а теперь давайте попробуем познакомиться, как это делают школьники. Я буду называть всех по порядку. Когда вы услышите своё имя, вы должны встать, чтобы все ребята вас увидели и попытались запомнить ваше имя.
I I. Основная часть
Слово учителя
         - Вы сегодня переступили порог школы и отправляетесь в увлекательное, хотя порою и трудное путешествие по волшебной стране.
         Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну вам предстоит открыть с помощью волшебников – учителей. Они научат вас считать, писать, рисовать.
         По этой волшебной стране могут путешествовать только школьники, т.е. те ребята, которые знают и соблюдают правила школьника. Какое правило школьника вы теперь уже знаете? (правило поднятой руки). Молодцы.
Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
А что значит быть здоровым?! Для начала, давайте-ка прочитаем тему нашего урока: “Готов к труду и обороне!”.
А как вы понимаете это выражение?
Дети:
– Делать утреннюю зарядку
– Соблюдать режим дня
– Заниматься спортом
– Закаляться
– Соблюдать чистоту
– Правильно питаться и т.д.
Учитель: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.
Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью физической подготовки.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
Посмотрите, вот такими значками награждаются те, кто достиг хороших результатов в ГТО

Учитель: А теперь опробуйте отгадать мои загадки:
Не обижен, а надут,Его по полю ведут.А ударят – нипочём,Не угнаться за... (мячом).
Задание. Назвать игры с мячом.
Эта птица – не синица,Не орёл и не баклан.Эта маленькая птицаНазывается... (Волан.)
Задание. Как называется игра с воланом?
На снегу две полосы,Удивились две лисы.Подошла одна поближе:Здесь бежали чьи-то ... (Лыжи.)
Кто на льду меня догонит?Мы бежим в перегонки.И несут меня не кони, А блестящие ... (Коньки.)
Мне загадку загадали:Что это за чудеса?Руль, седло и две педали,Два блестящих колеса.У загадки есть ответЭто мой ... (Велосипед.)
Вот такой забавный случай!Поселилась в ванной – туча.Дождик льётся с потолкаМне на спину и бока.До чего ж приятно это!Дождик тёплый, подогретый.На полу не видно луж.Все ребята любят... (Душ.)
Это бодрость и здоровьеЭто радость и весельеПлюс хорошая фигураВот что значит... (Физкультура.)
( на доске перевёрнутые изображения с отгадками)
Со здоровьем дружен спорт
Стадион, бассейн
Зал, каток - всегда нам рады
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
- Каждый из вас хочет быть здоровым, сильным, смелым, ловким. Что необходимо делать, чтобы быть здоровым, сильным. (заниматься спортом, делать утром гимнастику, гулять).
Поднимите руки, кто утром делает зарядку?
-Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней
Спасает нас она.
(После зарядки человек становится бодрым, веселым).
Какие виды спорта вы знаете?
(фигурное катание, легкая атлетика, бокс, катание на лыжах, плавание). Так как мы еще маленькие, учимся в 1-м классе занимаемся физкультурой, мы будем делать с вами зарядку, будем танцевать – и это тоже спорт, много будем гулять - все это поможет нам укрепить здоровье – быть сильными, ловкими, не болеть.
Мы с вами живём в замечательном городе Симферополь, у нас есть много различных спортивных кружков и секций. Самые старательные спортсмены достигают больших высот и становятся олимпийскими чемпионами. А знаете ли вы, что такое олимпийские игры? (ответы детей учитель корректирует)
Из истории возникновения Олимпийских игр.
      Прошло много-много лет с тех пор как человек интересовался физкультурой только потому, что нужно было охотиться и защищаться от врагов. Поколения сменяли друг друга, физическое совершенствование и опыт передавались от отца к сыну, люди самосовершенствовались и отдавали физическому развитию все больше и больше внимания. Но так как человек становился все цивилизованней и цивилизованней, то и отношение к занятиям спортом изменились. Например, а древнегреческом городе Спарте юные горожане (7-20 лет) весь день находились в специальных школах, где их обучали маршировке, бегу, прыжкам, метанию копья и т.п.
       Больше всего внимания уделялось физическому совершенствованию в Греции в городе Олимпия. Потому, что именно там было придумано устраивать настоящие состязания – Олимпийские игры, для того чтобы самые лучшие спортсмены могли продемонстрировать свою силу и мощь, красоту тела и конечно посоревноваться с другими умельцами. В назначенные день со всей Греции в Олимпию стекались толпы народа, участников и зрителей. Проводились Олимпийские игры раз в 4 года, за это спортсмены приводили себя в идеальную спортивную форму при помощи тренировок. На Олимпийских играх греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, метании диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.
      Перед состязанием каждый атлет обязан был дать торжественную клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы. Среди участников олимпийских игр не должно было быть ни лжецов, ни воров, ни мошенников.  
       Древние состязания породили особый вид деятельности человека- спорт. Он включает в себя тренировки и соревнования. Соревнования же не только помогали и помогают до сих пор определить чемпиона ( победителя) но и выявить физические возможности людей.
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим, до лужайке добежим. (бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(прыжки на месте на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте)
(Дети рассаживаются на свои места)
Ребята, а знаете ли вы, что наш город Симферополь тесно связан с самым северным городом России – Санкт-Петербургом? Их связывает не только дружба, но и сотрудничество в самых различных областях ( промышленность, образование, культура, спорт)
Демонстрация короткого мультипликационного фильма( 1 мин) из цикла «Мульти-Россия».
Задание. Учитель зачитывает отрывки стихотворений, дети отвечают на вопросы.( Когда и где город возник? Кто является его основателем и т.д.)То триста лет назад…
Царь Пётр к Неве привёл солдат.
Шёл по болотам и лесам —
И этот остров выбрал сам…
…На остров прибывал народ…
Шёл май, и века третий год.
Где разливается Нева
На реки, речки – рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева-
Там Пётр Великий основал
Столицу всем на диво.
Рассказ учителя о местоположении и строительстве города.
– Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. (слайд 1)
Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России.
Имя новому городу решено было дать – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (от нем. «Петер» – Пётр, «бург» – город, «санкт» – святой) – «город святого Петра» – покровителя Петра I. (слайд 2)
Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. Спали на земле, подстелив ветки.
Основной едой были репа, капуста и грибы, хлеба не хватало. Но всего через несколько лет Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов нашей страны.
В отличие от городов Др.Руси Петербург создавался по специальному плану с прямоугольной сетью улиц и каналов.
Давайте совершим заочную экскурсию в этот прекрасный город и познакомимся с его достопримечательностями.
Рассказ с элементами беседы о достопримечательностях Санкт-Петербурга. (с использованием слайдов, открыток, иллюстраций)
Петропавловская крепость (Заячий остров) – самая старинная постройка Петербурга. Её строительство считается днём основания города. Толщина стен крепости 20 метров. В крепости находится Петропавловсий собор.
Это самое высокое здание Петербурга. Высота его колокольни 122 метра (служила наблюдательным пунктом).
Первый дом в Петербурге был построен для Петра I, если верить легенде за 3 дня. В доме было всего две комнаты.
Через весь город тянется его главная улица – Невский проспект. Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.
Летний дворец и Летний сад – любимое место Петра. Он сам рассаживал цветы и деревья, сам ухаживал за ними. В этом саду росли яблони из Швеции, розы из Дании, кедры из Сибири. Сад был украшен скульптурами и фонтанами.
Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. В Зимнем дворце находится Эрмитаж – известный музей.
Эрмитаж
Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году.
Слово «эрмитаж» в переводе с французского языка означает место уединения.
В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни.
В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира.
Дворцовая площадь
Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну, которую венчает ангел с крестом. Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита. Чтобы установить эту колонну на площади забили 1250 свай длиной 6 метров, уложили гранитные блоки, соорудили пьедестал. Высота колонны 25 метров, а вместе с пьедесталом – 47,5 метров. Но самое интересное в том, что колонна никак не закреплена на основании, а держится только благодаря собственному весу, а вес её 650 тонн. (слайд 14)
Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру Первому, который изображён скачущим на коне. Его автор французский скульптор Этьен Фольконе. Памятник установлен на огромной гранитной скале.
Закрепление полученных знаний.
- Что такое ГТО?
- Что нужно, чтоб быть здоровым?
- Какие соревнования самые главные для спортсменов?
– Кто основал Санкт-Петербург?
– На какой реке стоит Санкт-Петербург?
– Самая старая постройка города?
– Какая улица в этом городе считается главной?
Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов урока.
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– О чём захотелось узнать больше?
– Все ли задачи урока мы выполнили?