Методическая работа по теме Подвижные игры на уроках физической культуры как способ двигательной активности школьников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 414
Красносельского района Санкт-Петербурга












Тема методической работы:
«Подвижные игры на уроках физической культуры как способ двигательной активности школьников»

















Разработал: учитель высшей категории

Корнеева Людмила Тихоновна





2009



Основная задача государства на современном этапе в сфере образования – это всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физического развития и воспитания детей. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Поэтому физическая культура в образовательном учреждении является не только образовательной областью и учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом гуманитарного образования, направленного на обеспечение необходимого уровня развития жизненно-важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Ведущей идеей своей методической работы
считаю создание на уроках физической культуры условий для формирования устойчивого интереса учащихся к занятиям физической культурой с помощью подвижных игр.

Основные причины, обусловившие работу по данной теме, это противоречия:
- между застывшими в своём развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой:
- между необходимостью формирования у младших школьников базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся:
- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Цели и задачи:
поиск творческих приёмов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
расширение границ двигательной активности за счёт использования подвижных и спортивных игр;
активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности.

Технология опыта:

Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности начала с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса. На уроках использую три метода: фронтальный, когда даётся одно общее задание всему классу; групповой, когда класс делится на несколько групп, каждой из которых даются разные задания и индивидуальный, когда задание получает каждый ученик. Это позволяет решить задачу овладения учащимися базовыми основами двигательной деятельности. Однако не всегда удаётся решить задачу расширения двигательного опыта учащихся и границ двигательной активности. Работая над поиском форм и методов обучения учащихся групповому взаимодействию, пришла к выводу о необходимости широкого использования подвижных игр и соревнований. На любом
этапе они помогают решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа выполнения движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки младших школьников к конкретной игровой деятельности. Работая над поставленной проблемой, овладела методикой проведения подвижных игр, которые включают в себя основные этапы:
Выбор игр.
Подготовка к игре.
Руководство игрой.
Окончание игры.

Считаю, что подвижные игры наиболее эффективное средство развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирование жизненно важных для человека двигательных умений и навыков и делаю всё для того, чтобы они были популярными и увлекающими детей. К сожалению, всё чаще приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности, не желающие заниматься физическими упражнениями, и в течение дня мало двигающиеся. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, подбираются интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определённых умений и навыков. При подборе игры учитывается степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовленности, и конечно в первую очередь, задачи, решаемые на уроке.

Используя подвижные игры в начальной школе, у учащихся формируется база для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, при этом работаю над тем, чтобы занимательность подвижных игр не была пустой забавой, а была формой позволяющей активизировать формирование двигательной активности младших школьников.

Также в своей работе использую следующие виды уроков: уроки-путешествия, уроки-соревнования, интегрированные уроки, сюжетные уроки, зачётные уроки.

Примеры нестандартных уроков:
« В здоровом теле - здоровый дух» (урок-игра в 5 классе)
«Путешествие по железной дороге» (работа по станциям, урок во 2 классе)
«Муравейник» (урок в 4 классе по типу круговой тренировки)
«Физическая культура + биология (интегрированный урок в 9 классе с использованием ИКТ) и другие.

Для увеличения двигательной активности и приобщения обучающихся к здоровому образу жизни, а также для удовлетворения индивидуальных интересов, способностей и талантов учащихся, в школе организованны секции и кружки по баскетболу, волейболу, общей физической подготовке, лыжным гонкам. За годы работы в школе сложилась определённая система и личный опыт организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися, которые позволяют мне успешно решать задачи физического, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. В рамках реализации здоровьесберегающей программы школы систематически проводится внеурочная работа по предмету «Физическая культура». Внеклассную работу по физической культуре планируем так, чтобы физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывали как можно большее количество учащихся, обеспечивая единство учебной и внеклассной работы.


Результативность:
Постоянное использование технологий личностно-ориентированного образования позволило мне в течение ряда лет поддерживать высокое качество знаний учащиеся. Постоянно поддерживается 100% уровень обученности.
Общий уровень физической подготовленности учащихся начальной школы значительно возрастает к переходу в среднюю школу, они легко усваивают основы спортивных игр. Тесное сотрудничество с обучающимися, организация урочной и внеклассной работы, создание на уроках комфортного психологического климата способствует росту мотивации к занятиям физической культурой. Дети с удовольствием принимают участие в школьных, районных и городских спортивных мероприятиях. Несмотря на малочисленный состав школы в соревнованиях участвуют все дети, имеющие основную группу здоровья, добиваемся высоких результатов и занимаем призовые места (см. приложение).

15