Адаптированаая программа деятельности ДО Новое поколение ПЕРемена

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71»


РАССМОТРЕНА



протокол № _____
от «__» __________ 2015 г.



СОГЛАСОВАНА


«____» ________________
_________ / _______________




УТВЕРЖДЕНА

директором школы

_________/ Л.Б. Боброва

приказ № ________ от
от «__» _________2015 г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"
«Перемена»
для 5 – 11 классов
на 2014 - 2015 учебный год.






















Автор-составитель
Паринова-Хижко Т. В..,
учитель музыки,
старшая вожатая.

Воронеж 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная образовательная программа «Перемена» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.
Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:
Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
Программа предназначена для детей 9-17 лет, учащихся начальных и средних и старших классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Содержание программы «Перемена» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.
Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 144 часа), полный курс обучения – 432 часа. В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 11 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
система специальных вокальных упражнений,
индивидуальная работа с учащимися,
работа в группе,
организация практической деятельности,
творческое выступление, как результат этапа деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании полного курса обучения воспитанники должны
иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
знать приёмы работы над песней;
уметь:
- соблюдать певческую установку,
- чисто интонировать,
- петь сольно и в ансамбле,
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.
В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные, городские и областные, всероссийские и международные конкурсы, фестивали (очные и заочные).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения


Содержание и виды работы


Теория

Практика
Общее кол-во часов

1.
Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

2

2

4

2.
Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

2

8

10

3.
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

2

8

10

4.
Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

1

9

10

5.
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

26

30

6.
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

1

7

8

7.
Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

2

38

40

8.
«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

1

25

26

9.
Творческий отчёт.

2
2

10.
Резерв
1
3
4


Итого
15
129
144


Основное содержание программы
Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа
Занятие 1-4 - знакомство,
- инструктаж по ТБ,
- постановка певческой задачи,
- расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,
- понятие «манера исполнения»,
- индивидуальное прослушивание.
Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.
Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,
- слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,
- подбор песенного репертуара,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания),
- запись фонограмм.
Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов
Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),
- разучивание песенного репертуара.
Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов
Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,
- просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,
- пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.
Тема «Сценический имидж» - 30 часов
Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы
его создания,
- знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,
- знакомство с понятием – образ песни,
- выявление певческой наклонности обучающихся,
- индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,
- введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),
- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.
Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов
Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,
- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.
Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов
Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),
- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.
Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов
Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,
- слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,
- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.
Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.
Занятия 140-14 - резерв 4 часа.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:
формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
обучение приёмам работы с песней,
формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
развитие вокальных навыков,
формирование навыков ансамблевого пения,
охрана детского голоса,
воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.
Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
Фонограмма, её особенности и возможности.
Приёмы работы с микрофоном.
Пластическое интонирование.
Сценический имидж.
Вокальный ансамбль.
Приёмы ансамблевого исполнения.
«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.
На первом этапе
Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.



На втором этапе
Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.
На третьем этапе
Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.
Виды занятий:
занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;
- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);
- овладеть следующими вокальными навыками:
петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;
Вторые голоса СИм – СИ1;
- соблюдать певческую установку;
- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;
- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;
- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;
- петь выразительно. Осмысленно простые песни;
- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать правила охраны детского голоса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретический блок
1. Введение.
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).
- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).
- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма»,
- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;
- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);
- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»;
- сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»;
- виды сценического имиджа;
- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей вокальных и инструментальных,
- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»
7. Приёмы ансамблевого исполнения:
- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,
- понятие «многоголосие».
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:
- понятие «бек-вокал» и его задачи,
- роль «бек-вокалистов» и их состав,
- приёмы исполнения «бек-вокалистов».
9. Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях,
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).
Пластическое интонирование
(музыкально-двигательные упражнения):
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Примерный песенный репертуар:
«Куда уходит детство»
«Проснись и пой»
«Как прекрасен этот мир»
«Замыкая круг»
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
«Дорога» муз.Баневича
«Топ-топ, топает малыш»
«Балтийский берег»
«Колокола» муз. Е.Крылатова
«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова
«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова
«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых
«Наша школа» __________\\_________
«Кот на крыше» ___________\\________
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения


Содержание и виды работы

Теория

Практика
Общее кол-во часов

1.
Вводная часть. Народная песня. Виды народных песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).

1

5

6

2.
Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.

1

3

4

3.
Лирические народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32

4.
Плясовые народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32

5.
Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.

2

30

32

6.
Приёмы исполнения а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.

2

30

32

7.
Творческий отчёт.

2
2

8.
Резерв.
1
3
4


Итого
14
130
144


Основное содержание программы
Тема «Народная песня». Виды народных песен. – 6 часов
Занятия 1-2 - постановка певческой задачи,
- знакомство с фольклорной музыкой в контексте эстрадного жанра,
- индивидуальное прослушивание.
Занятия 3-6 - расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические),
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация).
Тема «Понятие стилизация в контексте эстрадного пения» - 4 часа
Занятия 7-10 - знакомство с понятием стилизация,
- слушание и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов
записи стилизованного фольклора эстрадных коллективов «Русская песня» под рук. Н.Бабкиной, «Золотое кольцо» исп. Н.Кадышева),
- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация),
- запись фонограмм.
Тема «Лирические народные песни. Приёмы работы» -32 часа
Занятия 11-42 - углубление представлений о лирической народной песни, её особенностях (распевы, штрих легато, кантилена, фразировка),
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), формирование навыка пения распевов, навыка кантилены, работа над певческим дыханием,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с лирической песней.
Тема «Плясовые народные песни. Приёмы работы» - 32 часа
Занятия 43-74 - углубление представлений о плясовых народных песнях, их особенностях (распевы, штрихи нон легато и стаккато, фразировка)
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), развитие подвижности гортани и чёткости дикции, работа над певческим дыханием,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с плясовой песней.
Тема «Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения» - 32 часа
Занятия 75-106 - знакомство с особенностями стилизованных фольклорных ансамблей,
- формирование представлений о роли солиста в фольклорном ансамблевом пении,
- слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха,
- подбор и разучивание стилизованных народных песен с приёмами многоголосного пения канон и пение с подголоском.
Тема «Приёмы исполнения а капелла» - 32 часа
Занятия 107-138 - знакомство с понятием а капелла и выразительными особенностями этого приёма исполнения,
- слушание фольклорных образцов с использованием приёма а капелла,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения,
- разучивание народных песен с приёмами а капелла.
Занятие 139 - творческий отчёт (концерт) – 2 часа
Занятия 140-144 - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:
- формирование представлений о стилевых особенностях фольклорной музыки,
- знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),
- развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),
- формирование навыков фольклорного ансамблевого пения (подголосок, канон),
- формирование осноных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
- охрана детского голоса,
- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:
Народная песня. Виды народных песен.
Понятие стилизация в контексте эстрадного пения.
Лирические народные песни. Приёмы работы.
Плясовые народные песни. Приёмы работы.
Народный ансамбль особенности и приёмы исполнения.
Приёмы исполнения а капелла.
На первом этапе
Учащиеся знакомятся с особенностями фольклорной музыки, понятием «стилизация». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с народной манерой исполнения, занимаются постановкой голоса.
На втором этапе
Школьники знакомятся с жанрами «лирическая песня» и «плясовая песня». Изучают и совершенствуют элементы народной манеры исполнения, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом и по своему выбору. Также разучивают приёмы двухголосного пения канон и подголосок.
На третьем этапе
Учащиеся знакомятся с приёмом исполнения а капелла. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.
Виды используемых занятий:
занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;

комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),

практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, занятия – театрализации с использованием элементов игры, публичные выступления концерты.
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать о стилевых особенностях фольклорной музыки,
- иметь представления о фольклорных песенных жанрах «лирическая Песня», «плясовая песня»,
- уметь пользоваться ТСО (кассета. СД-диск, микрофон),
- овладеть следующими вокальными навыками:
Петь в диапазоне: первые голоса – СИм – МИ2,
Вторые голоса –ЛЯм – СИ1,
соблюдать певческую установку,
- стремиться петь «на опоре»,
- знать и применять дикционные правила использования народных песен,
- знать вокальные технические приёмы народной манеры исполнения, не форсировать звучание при исполнении песен в народной манере,
- петь выразительно, осмысленно простые народные песни,
-петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни,
- уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни,
- уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретический блок
Народная песня. Виды и жанры народных песен:
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.центр, кассеты, СД-диски, микрофон, микшерский пульт, стойки под микрофон,
- Понятие «фольклорная музыка», история развития.
Понятие стилизация в контексте эстрадного пения:
- знакомство с понятием «стилизация»,
- понятие «аутентичный фольклор»,
- понятие «народная манера исполнения».
Лирические народные песни:
- свадебные, трудовые, календарные, лирические песни,
- понятие «распев», «огласовка»,
- понятие «сброс» и «гуканье».
Плясовые народные песни:
- свадебные, казачьи, игровые - плясовые народные песни,
- понятие «театрализация».
Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения:
- понятие «подголосок» и «канон».
Приёмы исполнения а капелла:
- понятие «а капелла» и выразительные особенности этого приёма исполнения,
- вокальная техника исполнения а капелла.
Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях,
- стилизованная народная песня: раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, дум интонационные особенности. Сообщение о региональной принадлежности и жанре, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально-выразительных средств.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху;
-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение дикционным правилам исполнения народных песен (нередуцированное произношение окончания)
- обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;
- развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;
- развитие певческого рабочего диапазона СИм – СИ1, и опевание этой зоны;
- развитие умения пения на опоре;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей примеров вокального ансамблевого пения как фактора расширения музыкального кругозора («Русская песня» Н.Бабкина, Н.Кадышева, «Яблоко», записи аутентичного фольклора)
Пластическое интонирование
(музыкально-двигательные упражнения)
- развитие умения координировать движения с музыкой,
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки,
- обучение приёмам театрализации.
Примерный песенный репертуар:
«Малым-мало спалось»
«Конь гулял на воле»
«Тонкая рябина»
«Комара женить мы будем»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения


Содержание и виды работы

Теория

Практика
Общее кол-во часов

1.
История джаза. Стилевые особенности.
2
4
6

2.
Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

70

74

3.
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

2

16

18

4.
Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.

2

2

4

5.
Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.

3

3

6

6.
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.

3

27

30

7.
Творческий отчёт.

2
2

8.
Резерв.
1
3
4


Итого
20
124
144


Основное содержание программы
Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» -6 час.
Занятие 1 - постановка певческой задачи,
- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра
- индивидуальное прослушивание.
Занятие 2-3 - джаз, история возникновения,
- стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма),
- слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),
- пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).
Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа
Занятия 4-23 - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,
- слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),
- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),
- запись фонограмм.
Занятия 24-35 - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,
- выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,
- разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.
Занятие 36-40 - знакомство с понятием глиссандо,
- изучение технического приёма глиссандирования звука,
- слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.
Занятия 41-78 - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,
- слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,
- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».
Тема «Приёмы импровизации» по группам -18 часов.
Занятия 79-96 - знакомство с понятием импровизация,
-слушание примеров вокальных импровизаций,
- пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,
- знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,
- создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков.
Тема «Рэп. История становления музыкального направления» - 4 часа
Занятия 97-100 - стиль РЭП. История становления жанра,
- слушание записей-примеров стиля РЭП,
- пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.
Тема «Поэтический текст в контексте музыкального направления-рэп»- 6 часов
Занятия 101-107 - значение поэтического текста в жанре РЭП,
- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы,
- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.
Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -30 часов
Занятия 108-137 - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,
- формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,
- индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.
Занятие 138 - творческий отчёт (концерт) -2 часа
Занятия 140-144 - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе третьего года обучения решаются следующие задачи:
- формирование представлений о стилевых особенностях джаза,
- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм),
- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»),
- формирование навыков импровизации как основы джаза,
- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон,
- охрана детского голоса,
- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:
История джаза. Стилевые особенности.
Джазовая манера исполнения.
Приёмы импровизации.
Рэп. История становления музыкального направления.
Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп».
Речитатив.
На первом этапе
Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.
На втором этапе
Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандирование» и «бибоп». Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.
На третьем этапе
Для учащихся среднего звена вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.
Виды используемых занятий:
занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,
комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),
практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.
На завершение третьего года обучения учащиеся должны:
- знать о стилевых особенностях джаза,
- иметь представление о джазовых жанрах,
- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон),
- овладеть следующими вокальными навыками:
Петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;
Второй голос – Лям – РЕ2;
Соблюдать певческую установку;
Стремиться петь на опоре;
Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,
Не форсировать звучание при исполнении песен;
Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;
Петь интонационно чисто и слаженно;
- пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;
- уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».
Содержание программы третьего года обучения
Теоретический блок
1. История джаза. Стилевые особенности:
- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;
- джаз, история возникновения;
- стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма).
2. Джазовая манера исполнения:
- понятие «джазовая манера исполнения»;
- знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;
- знакомство с понятием «глиссандо»;
- знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;
3. Приёмы импровизации:
- знакомство с понятием «импровизация»;
- виды импровизации вокальные, инструментальные.
4. Рэп. История становления музыкального направления:
- знакомство с понятием «музыкальное направление»;
- понятие РЭП, история развития направления.
5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»:
- значение поэтического текста в жанре РЭЛ;
- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки. Разбивки на смысловые фразы.
6. Речитатив. Приёмы исполнения:
- знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- развитие умения соблюдать певческую установку;
- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;
- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;
- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;
- развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;
- развитие умения пения на опоре;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;
- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;
- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).
Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Примерный песенный репертуар:
«Старый рояль»,
«Папа купил автомобиль»,
«Лягушачий джаз»,
«Грустные капельки дождя»,
«Весна»,
«Школьный блюз» Илья и Елена Челноковы,
«Школьный рэп» _________//__________,
«Два ковбоя» ____________//__________.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.
2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.
3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.
5. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-
М., «Классика», 2002.
6. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
7. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
8. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
10. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.
11. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
12. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
14. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.
15. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.
16. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
17. Студия звукозаписи. Интернет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18. Типы микрофонов. Интернет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
Речитатив. Интернет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], www.hip-hop.ru.
Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
Рэп-школа. Интернет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)
15