Программа по внеурочной деятельности Новое поколение

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Новое поколение» разработана в соответствии:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.12.2011 №2357
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. N2 373
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 № 17/59-П;
Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счёт средств бюджета Московской области в 2014 году» от 19.12.2013 № 9/72-П;
с рекомендациями Примерной программы по внеурочной деятельности (Москва. «Просвещение» 2010), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
Устав МБОУ «СОШ №2 г. Рузы».

Программа составлена для обучающихся первого года обучения. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цель программы:
воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи программы:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
·
Форма обучения – групповая.
Методы обучения – беседа, дискуссия, анкетирование, экскурсии, выставка, конкурс рисунков, конкурс плакатов, Форма контроля –внеурочные мероприятия и программы, игровые позволяющие школьникам приобретать опыт безопасного поведения.
Формы подведения итогов-, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает одноразовое занятие в неделю по 30-45 минут каждое, всего 34 недели в год.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.










Содержание программы
«Новое поколение»
Структурно программа состоит из 5 разделов (всего-34 часа):

Раздел 1. Знакомство (1 час).
Правила поведения в школе. Школа вежливых наук. Давайте жить дружно. Я и мои друзья. Инструктаж по технике безопасности.


Раздел 2. Я выбираю ЗОЖ(7 часов).
Береги здоровье смолоду. Режиму дня мы друзья. Что я знаю о ЗОЖ?
Эстафеты, соревнования.

Раздел 3. Моя родословная. (7 часов).
Понятие «Национальность», «Семейное дерево».
Основные понятия, семейные ценности. Мое место в семье.

Раздел 4. Моя Родина Россия (12 часов).
Мы – граждане России. Главный Закон страны. Символы государства. О героях былых времен. Страна, в которой я живу. Мы – патриоты. Моя малая родина.

Раздел 5. Мое будущее (6часов).
Мои права и обязанности. Моя будущая профессия.

Раздел 6. Итоговое занятие. (1 час)
Подведение итогов года. Прощание с 6 классом.







































Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности
«Новое поколение»
1-ый год обучения




Составитель:
Андулькина Н.Р.
учитель высшей категории



















Материально-техническое и методическое обеспечение организации внеурочной деятельности по программе «Новое поколение»

Устав МБОУ «СОШ №2 г.Рузы»
Конституция РФ
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методические рекомендации. // В 2-х ч. // М– «Просвещение» 2011 (Работаем по новым стандартам).
Презентации.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
Реквизит для проведения практических занятий.
Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. мультимедийный проектор.