Педсовет на тему: Проблемы духовного и нравственного воспитания младших школьников в современных условиях


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. АТКАРСКА

«Проблемы нравственного и духовного воспитания младших школьников в современных условиях»
Выполнила: учитель начальных классов
Пискунова Н.Л
2016 год
Целеполагание.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Рузвельт Теодор
- Уважаемые участники, сформулируйте тему педсовета.
«Проблемы нравственного и духовного воспитания младших школьников в современных условиях»
Позвольте начать нашу работу с притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».
В наших руках возможность создать в школе такую духовно – нравственную атмосферу, в которой дети будут развиваться не только интеллектуально, но и обогащаться духовно. Ключевая роль начальной школы – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников.
Цель педсовета: проанализировать состояние эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - даже не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время. Федеральные Государственные стандарты ориентируют нас на новую модель системы образования, а в связи с этим и на новую модель ученика начальных классов. Современному обществу нужны: умные, активные, творческие, воспитанные, стремящиеся к самообразованию граждане.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
- А какие ассоциации возникают у вас, уважаемые педагоги, когда слышите слово “воспитание?” Слова должны начинаться с букв данного слов.
В Вежливость, воспитанность, вера
О органичность, обязательство, обучение, открытость внешнему миру
С Справедливость, скромность
ППорядочность, пример положительный
И Интеллект, искусство, иметь навыки самоорганизации
Т Толерантность, творчество
А Аккуратность, активность
Н Нравственность, надёжность
И Интерес, исследователь
Е Единение, единодушие, единомышленник.
Значение слова воспитание в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова: Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Итак, как решить эту проблему воспитания?
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся нашей школы «Быть достойным своей страны» ориентирована на возрождение традиций духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.
В рамках программы всю свою воспитательную работу я веду по следующим направлениям:
«Ученик – патриот и гражданин»
«Ученик – нравственная личность»
«Ученик – трудолюбивая личность»
«Ученик и красота»
«Ученик и семья»
В рамках направления «Ученик – патриот и гражданин» прививаю любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; с учениками моего класса проводим литературные гостиные, посвященные ВОВ, оформляем выставки и выпускаем газеты, учащиеся начальной школы вместе с воспитанниками детского сада приняли участие в акции «Аллея памяти», посвященная 70-летию Победы.


Ученик Дмитриев М. выступил на муниципальном фестивале «Семидесятая весна» с отрывком из стихотворения А.Твардовского «Василий Тёркин» и стал победителем в номинации «Лучший исполнитель стихов».

Собираем информацию о своих родственниках, воевавших во время ВОВ. Каждый год в нашей школе проходит смотр строя и песни, начиная с 1 класса. Особенно воодушевляются в этом конкурсе мои мальчишки, стараются хорошо учиться и вести себя правильно, для того, чтобы стать командиром отряда. Во 2 классе вступаем в ряды детской организации «Юная Россия», даем торжественное обещание: быть достойным своей Родины. Воспитываю гражданскую позицию у своих учеников, через систему самоуправления. Принимали участие в школьном проекте «Моя малая Родина», в муниципальной викторине «Знатоки родного края». Постоянно ходим с классом на экскурсии в парк, музеи, библиотеку. Узнаем родной край, его историю. На базе нашей школы открыт «Этнокультурный центр». Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Принимали участие в муниципальном семинаре, посвященный «Русскому творчеству», где педагоги вместе с учащимися готовились к работе по различным станциям. Патриотическое воспитание заложено не только во внеурочной деятельности, но и практически на каждом уроке, где учащиеся знакомятся с историей, символикой России, ее устоями, традициями народа.
В рамках направления «Ученик – нравственная личность» прививаю ученикам такие качества, как милосердие, справедливость, честь, достоинство, забота о старших и младших. Постоянно участвуем в различных конкурсах, принимаем участие во всех школьных праздничных концертах, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Праздники «Широкая Масленица» и «Комоедица», где мы объединили в единое целое традиции и культуру нашей страны. Кроме этого нам удалось подключить к данному мероприятию не только учеников нашего класса и их родителей, но и будущих первоклассников.

Учащиеся принимали участие в муниципальном конкурсе рисунков на тему: «Остановить гибель детей – спасти будущее страны!», где Дмитриев М. занял призовое место, награжден грамотой победителя. Регулярно участвуем в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Повесь скворечник!», «Собери макулатуру - помоги школе!», «Поделки для воспитанников детского сада». В нашем классе прижилась добрая традиция: в конце каждой четверти со своими учениками мы сажаем дерево добрых поступков. Эта игра помогает задуматься школьнику о том, что же доброго он сделал.
Дерево добрых поступков (Изображено на плакате, без листьев)
Уважаемые педагоги, давайте и мы с вами посадим дерево добрых поступков. Какие добрые поступки вы совершили в школе,(запишите их на зелёных листочках). Добрые поступки, которые вы совершили дома,(на жёлтых листочках). Добрые поступки, которые совершили в природе, (на красных листочках). Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков ( записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку). Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в вашей школе.

В направлении «Ученик – трудолюбивая личность» прививаю уважение к труду, развиваю в детях такие качества как трудолюбие, бережливость, целеустремленность и настойчивость, умение помочь другому. Значительное внимание уделяем озеленению школы и класса, принимаем активное участие в трудовых десантах на общешкольных субботниках, организовано дежурство по классу. Устраивали ярмарку, на которой продавали поделки своими руками, испеченные сладости. На классных часах узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных».

В направлении «Ученик и красота» учащиеся получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. Обучаю видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтов. Принимали участие в творческом вечере "Здесь Родина - земля моя родная", где познакомились с творчеством аткарского художника П.А. Трущелёва и поэтессы М. А. Шлерт.

Участвуем в конкурсах рисунков и фотографий на различные темы: «Краски осени», «Мой любимый учитель», «Моя мама лучше всех!», «Зимушка, зима!», «Мой любимый питомец», «Природа в разное время года».
«Ученик и семья»
Семья – главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, которых мы любим, с кого дети берут пример. Именно в семье дети учатся любви, ответственности, заботе и уважению. И поэтому с большим желание наш класс откликнулся на участие в муниципальном конкурсе «Семья – лучшее место для жизни» в марте 2014 года и заняли первое место. В областном конкурсе «Семейный Олимп» заняли третье место и семья Дмитриева М. занесена на доску почета «Лучшие семьи» г. Аткарска 2014 года. Каждый год с учащимися готовим праздничные концерты, посвященные Дню матери, дарим поделки мамам, изготовленные своими руками, организуем совместное чаепитие. Оказывают посильную помощь в воспитательной работе и папы, например: помогают повесить скворечники, кормушки, соорудить полочки для цветов в классе, на классных часах рассказывают о своих профессиях.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников . Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так».
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Личный пример учителя.
Как и все педагоги нашей школы стараюсь быть образцом и положительным примером для учащихся во всем: спорте, культуре поведения, труде, творчестве, дисциплине.

Просмотр видео «Семья – лучшее место для жизни»
Повестка сегодняшнего педсовета исчерпана.
Разрешите зачитать Решение педсовета:
Признать способы решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников удовлетворительными.
Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников по этим направлениям.
В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.