Преемственность в обучении русскому языку при переходе учащихся с первой ступени на вторую.


Преемственность в обучении русскому языку при переходе учащихся с первой ступени на вторую
1.Цели и задачи обучения на 2-й ступени
Успешность адаптации школьника к обучению на второй ступени зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешёл в 5 класс;
-создать необходимые условия (создание атмосферы доброжелательности, искренности, обеспечение постепенного перехода от коллективных форм учебной работы к её индивидуальным формам, развитие рефлексивных умений учащихся);
-выявить те изменения в жизни ребёнка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;
- в организации процесса обучения следует подготовить учащихся на кабинетную систему обучения;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
 2.Методические и организационные условия
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между первой и второй ступенью должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом ;б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-IV классах;
в) урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса. Важно использовать другие формы организации обучения (дидактическую и ролевую игру, путешествия, экскурсии, диспуты (дискуссии), практические работы, мини-лекции). Письменное оформление мысли способствует развитию речи младших подростков, их умению формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;
г) соблюдение преемственности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы (различные конкурсы, олимпиады, конференции - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков.
 
3. Компоненты педагогической системы преемственности
Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применение определённых методов, организационных форм и средств обучения. В процессе обучения необходимо также обеспечить контроль, регулирование, оценивание и получение определённых результатов. Рассогласованность этих компонентов вёдёт к возникновению проблемы дезадаптации учащихся начальных классов при переходе в среднее звено. Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах являются: снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Всё это наблюдается там, где переход с 1ступени на 2 не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связан с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассником. Нарушение хотя бы одного из этих требований, как показывает опыт, болезненно сказывается на работе учащихся, учителей и школы в целом.
5. Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности, мы выделили основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. К работе в этом направлении привлечены не только учителя, но и социально-психологическая служба школы, администрация, родители.
Преемственность в становлении личности.
 Помочь младшему подростку (10-12 лет) прожить критический период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в этот переходный период – задача всего педагогического коллектива школы, т. е. администрации, методических объединений учителей и родителей. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы. Классные руководители начальных классов и среднего звена проводят классные часы по этим программам, что является ещё одной ступенью к взаимопониманию класса и классного руководителя. Личность классного руководителя имеет огромное значение в вопросе преемственности, поэтому при назначении классного руководителя в 5 класс администрация по возможности старается подобрать классного руководителя в соответствии со стилем руководства и общения с детьми учителя начальных классов. Взаимопосещение уроков учителями начальных классов и учителями среднего звена.
Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература – предметы, познавательная ценность которых велика. “Родной язык – величайший наставник”, – звучат непреложной истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности, необходимо. Изучение русского языка и владение русским языком – эффективный путь культурного воспитания человека, начало которому положено в начальной школе.
Уроки литературного чтения в начальной школе наряду с русским языком формируют функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы, как и изучение литературы в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. На уроках литературного чтения в начальной школе очень важно научить ребенка грамотно, выразительно и осознанно читать, начиная же с 5-го класса, эти навыки не только закрепляются и совершенствуются, но пятиклассники должны научиться воспроизводить художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях, уметь определять жанрово-родовую природу произведения, видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения, уметь грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи.
На уроках русского языка и литературы продолжается работа по привитию чувства любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа – “цвет его духовной жизни”, величайшая сокровищница нации. По словам К. Ушинского, “дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка”. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя-филолога – воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.
Вопросам преемственности в изучении русского языка посвящены специальные исследования, в которых основное внимание уделяется дифференциации языкового материала по степени сложности и распределению его по ступеням обучения.Учебники русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской для 5 класса построены на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам – залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.
Литература.
Архипова, Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 1998. – № 3. – С. 3–7.
Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1998. – № 2. – С. 3–8.
Дубинина, В.Л., Коломиец, Д.Л. Обеспечение преемственности в применении вариативного обучения / В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 104 с.
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 109–110.
Пименова, С.И. Словарно-орфографическая работа в 6 классе / С.И. Пименова // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С.22.
Разумовская, М.М. Словарная работа в 5–7 классах / М.М. Разумовская. – М., 1956. – С. 3.
Санина, Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт / Л.Д. Санина // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – № 9. – С. 42–48.