Статья Организационно — методическое руководство физическим воспитанием учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ


Столярова Н.С.
Пилюгина Е.И.
Организационно - методическое руководство физическим воспитанием учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ

ГБОУ АО СПО «Астраханский политехнический колледж»
МБОУ г. Астрахани «СОШ №4 им. Т.Г. Шевченко»
Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре — важнейшему элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.Учащиеся,  занимающиеся  в  СМГ,  имеют  повышенную  мотивацию  к  вопросам укрепления  и  сохранения  своего  здоровья.  Они  сознательно  относятся  к  здоровью,  при систематических  занятиях  АФК  умеют  пользоваться  всеми  средствами  и  методами  для восстановления утраченного здоровья. 
Учитывая  специфику  АФВ,  следует  выделить  главные  условия  деятельности учителя физкультуры: проектирование  развития  личности,  включение  детей,  имеющих  нарушения  в состоянии здоровья, в деятельность по формированию знаний о своем здоровье и умений применять физические упражнения для восстановления здоровья [1]. 
Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место в деятельности учащихся мотивацию. Мотивация  является  процессом  преобразования  потребностей в мотивы,  а  в  результате  -  побуждением  к  определенной  деятельности  (физические упражнения, двигательная активность и т.д.). 
Образовательные задачи АФВ в СМГ тесно связаны со спецификой заболеваний и процессом  восстановления  здоровья  после  перенесенного  заболевания.  Особенностью АФВ  учащихся,  отнесенных  по  состоянию  здоровья  к  СМГ  (при  всех  его  отличиях  от физического  воспитания  учащихся  других  групп),  является  то,  что  в  каждой  из медицинских групп используют почти все, за небольшим исключением, методы, средства и организационные формы, применяемые в других медицинских группах [1]. 
Важнейшим  фактором,  который  обеспечивает  оздоровительное  влияние  средств физического воспитания, используемых для учащихся подготовительной и СМГ, является выбор  определенных  соотношений  применяемых  средств,  их  методически  правильное сочетание,  которое  обеспечивает  при  условии  точной  дозировки  необходимый оздоровительный эффект [2]. Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным  учеником,  необходимо  строго  выверять  правильность  выбранной  тактики  и стратегии и их соответствие функциональным возможностям организма.
Решающее  значение  в  реализации  задач  физического  воспитания  приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому- же  учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.  Занятия АФК дают возможность ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. 
Знание  учителем  индивидуальных  особенностей  ребенка,  анамнеза  болезни, резервных  возможностей  организма  в  сочетании  с  тактом,  доброжелательностью  и заинтересованностью  может  способствовать  реабилитации  детей  с  отклонениями  в состоянии здоровья. Эти  дети, более  чем кто-либо, нуждаются  в моральной поддержке и руководстве  со  стороны  старших.  Главное  требование  к  учебным  занятиям  -  это разнообразие  методических  приемов  и  интересное  содержание  с  учетом  специфики медицинских групп, т.е. с учетом особенностей заболеваний или сочетанных хронических болезней.  
Литература:
Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Москва, 1996. 86с.
Касаткина В.Н., Шеплягина Л.А. Здоровье. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007. 172с.