Открытый урок по математике на тему Великая Отечественная Война в цифрах и фактах


(слайд 1)
ТЕМА: Великая Отечественная война в цифрах и фактах
Цель урока: Закрепление вычислительных навыков путем решения задач с целыми и дробными числами.
Задачи:
Обобщить знания, умения и навыки действий с целыми и дробными числами, старинными мерами; учить использовать их в новых ситуациях.
Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики; развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление.
Воспитание патриотических чувств  к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви народа к своему Отечеству в годы ВОВ, развитию коммуникативных способностей учащихся
Форма: Игра - соревнование
Оборудование: ПК, экран, проектор; трафареты, презентация, призы
(слайд 2) Учитель:
Сегодня у нас необычный день. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей. В год Великой Победы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня. Сегодняшний урок математики посвящаем победе Советского народа над фашистами. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего…
(слайд 3) Клип «Солдаты войны».
Чтецы:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
Порядок и условия проведения игры:
Урок проводится в 8 классе. Чтобы учащиеся принимали более активное участие, урок проводится в форме игры – соревнования. Для этого нам необходимо поделиться на 2 команды – взвода и выбрать командиров.
За правильный ответ получаете звездочку. Победители выявляются по набранному количеству баллов, заработанному в каждом задании.
(слайд 4) «Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье»

Вступление.
Проведение игры (задания см. в приложении)
Подведение итогов.
Учитель:
Тема нашего урока сегодня: «Великая Отечественная война в цифрах и фактах». Что такое факт? (Действительное, невымышленное происшествие, событие). Что такое цифра? (Знак, обозначающий число)
Проведем небольшую разминку и проверим вашу память, внимание и то, как вы умеете мыслить? (звездочку за правильный ответ - поменять на сладкий приз)
Сколько цифр вы знаете, назовите их? (9 0т 0 до 9)
Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов? (урок)
Согласно пословице, чтобы лучше узнать человека нужно съесть с ним пуд соли, сколько это в кг. ? (16)
Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
Результат математического действия? (ответ, решение)
Сколько дюжин в сутках? (Две)
Чем прославился Калашников? (изобрел автомат)
Дробь – что это? (в математике – часть от числа)
Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
Книга для занятий по какому-либо предмету? (учебник)
Задание 1 «Меткий стрелок»: (В Армии есть Вы должны одним выстрелом – ответом определить:Наши команды будут называться 1 взвод, 2 взвод (что громко сказано, минимальное количество человек во взводе – 10). Назовите, какую часть от взвода составляют участники команд, выразите это обыкновенной дробью. (4/10)
Задание 2 «Шифровка»:
Это задание выявляет самых сообразительных и находчивых. Вы должны найти ключ к шифровке и расшифровать текст секретного донесения, которое станет для вас девизом
1. «По уставу жить – легче служить»
П У Ж Ч Е Ь .
О В И Г С Т
У А Т Е Л И
С Т Ь Л У Ж
2. «Один в поле – не воин»
О Л Е .Д О Н НИ П Е И
Н В В О
(слайд 5)
Учитель. 9 мая 2015 года прогремит салют Победы.   А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и великое мужество народа. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было…
(слайд 6)
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война…..
…Закончилась она лишь только в сорок пятом……
1941г.-1945г.
(слайд 7) Задание 3 «Минное поле»:
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат.
413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375
1) 413+374+256+375=1418 /по диагонали/ 2) 221+0+630+567=1418 /по диагонали/
А сейчас фактически подтвердите это число: 365+365+365+365-21-22+1=1418 суток, 1418 дней и ночей и почти 4 года, 4 долгих года
(слайд 8) Фильм «Вов»
Чтец:
На нашу Родину Германия напала.
И отступала наша Армия сначала.
А немцы быстро шли к самой Москве.
И кровь лилась по всей родной земле.
И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сражение под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: “Стой!”
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
Чтецы:
1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это голод и холод. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
Учитель.
5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: это? (сколько) км - если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года -1418 дней. Помните!
(слайд 9) 4 года! 1418 дней, А сколько это часов? 1418 х 24 = почти 34 тысячи часов.
Задание 4 «Военная тайна»:
Задача №1. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, город был окружён фашистами со всех сторон. 900 дней мужества выпали на долю этого великого города. Мы можем это проверить фактически (при выполнении д/з).Холод и голод, Блокадный хлеб Ленинграда и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава:
(слайд 10) Состав хлеба:
ржаная мука 0,6 кг
льняной жмых 0,05 кг
отруби 0,06 кг
овсяная мука 0,08 кг
соевая мука 0,04 кг
солодовая мука 0,04 кг
пшеничная мука 0,05 кг
другие примеси 0,08г
________________________
1 кг
Восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Что значит восьмушка? Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. (1000г:8 = 125г)
Да, мы не скроем: в эти дниМы ели землю, клей, ремни;Но съев похлёбку из ремней,Вставал к станку упрямый мастер,Чтобы точить орудий части
(слайд 11) На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 55 11/25кг. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? И сколько пуль ему надо было проверить? (55 11/25кг х 12 =1386/25кг х 12 =665280г : 9г = 73920шт)
Основной целью фашистских захватчиков была Москва – столица нашей родины.
В битве под Москвой осенью 1941 года гитлеровцы потерпели первое крупное поражение. Оно развенчало легенду о непобедимости фашистской армии.
Одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны – Курская битва. Около 50 дней длились ожесточенные бои. 12 июля 1943 г. под небольшим селом Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение - одновременно во встречном бою сошлось до 1200 танков и самоходных орудий. Победа в Курской битве окончательно переломила ход Великой Отечественной войны.
Много стихов и книг написано о войне, много сложено песен и снято фильмов. А знаете ли вы о том, что во многих произведениях используется и математика?
О каких числах вы слышали в военных песнях, фильмах ? (У деревни Крюково, Десятый наш десантный батальон, Их оставалось только трое из 18 ребят, 3 танкиста, фильмы 4 танкиста и собака, 28 панфиловцев, Пядь земли -используются старинные меры, пуд земли)
(отрывок фильма «Они сражались за Родину») В отрывке фильма прозвучала фраза, в которой упоминалась старинная мера? ( 6 пудов- 16кг х 6 = 96кг – 93кг = 3кг)
Была ли ошибка в словах медсестры? Практически точно она определила вес раненого солдата.
Что такое пядь- старинная русская мера= 17,75см
Ни пяди земли врагу не хотели отдавать солдаты и часто за нее проливали кровь и отдавали свои жизни.
Учитель (слайд 12)
К началу этой военной операции под Сталинградом обе армии насчитывали:
Сов. Армия Нем. Армия
Человек 6600 тыс. ? на 1300 тыс. чел. >
Орудий 105500 ед. ? в 2 раза <
Танков ? на 4350 ед. > 5850 ед.
Самолетов 10200 ед. ? на 49750 ед. <
Что вы можете сказать о готовности обеих армий? (В нем. Армии солдат больше, а техники меньше)
За время Великой Отечественной войны было произведено около 870 тысяч единиц боевой техники: из них 120 тысяч самолетов, 90 тысяч танков, 360 и 300 тысяч пушек и минометов.
( слайд 13) Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во время войны, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей.(Знаете ли сколько нулей у триллиона, миллиарда? Подсчитайте по калькулятору, сколько школ можно было бы  построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что строительство новой школы составляли по тем временам 8 миллионов 600 тысяч рублей. (Примерно 302тыс. 325 школ)
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
788 человек из Ларьякского района ушли на защиту своей Родины. Из них – 257 человек были призваны из Ларьяка и только 47 вернулись домой. Посчитайте, сколько всего ларьякцев не вернулось с войны? . (210человек)
В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население, из них преднамеренно было истреблено оккупантами  7,4 миллиона, 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации. (27млн.человек)
27 миллионов погибших….
Вы представляете, что это такое…
Если по каждому погибшему
В стране объявить минуту молчания, страна будет молчать . (27 700000: 365:24:60 =52 года)
Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.
Вы шли и шли навстречу славе,Свой долг все выполнив сполна,С тех пор и мы забыть не в правеВаш путь и ваши имена
Вот и подошел к концу наш урок, посвященный 70-летию Победы Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Подведем итог и определим победителей (по количеству звездочек).
Что я хочу вам пожелать: я желаю вам получить больше знаний. От знаний ваших зависит будущее нашей Родины – нашей страны!
9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям!