Сценарий урока по литературе Моя республика Шкид



СЦЕНАРИЙ
урока по литературе в рамках проекта «Кинообразование»
ТЕМА:
«Республика ШКИД»
(Подготовка к созданию презентации – урок-проект).
ГБОУ СОШ № 603 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.В.
САО города Москвы
Учитель: Попрыгина И.В.
Москва 2015год
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Ученики в классе получают предварительное задание на повторение и на ознакомление:
Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:
Первое: ознакомиться с материалами фильма «Республика ШКИД» ( возможен совместный просмотр фильма с обсуждением)
Производство: киностудии «Ленфильм» СССР, 1966 год.
Режиссер: Г.ПолокаАвтор сценария: Л.Пантелеев
В главных ролях: С.Юрский (Золотой теленок, Место встречи изменить нельзя), Ю.Бурыгина, П.Луспекаев (Белое солнце пустыни), А.Мельников, В.ТитоваВторое: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».
Третье : подобрать фото, дающие представление о 20-х годах 20 века.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: При качественном подходе к подготовительному этапу, получается плодотворный урок, который надолго запоминается ребятам. Результат урока : знакомство с видами фильмов,
знакомство с историческими событиями начала 20 века, умение анализировать просмотренный материал, умение формулировать свое мнение и доказывать свою позицию.
Получат возможность научиться: работать в группах; осознавать ответственность за конечный результат.
ЭТАПЫ УРОКА:
Актуализация знаний.
Эпоха начала прошлого века в картинках:
- Рассмотрите фотографии, придумайте заглавия.

Мальчишки

Беспризорники

Голодающее Поволжье

Драка беспризорников

Крестьянки начала 20 века

Физкультура и спорт в 20-е годы 20 века

Интеллигентная девушка

Пионер-барабанщик

Пионерский летний лагерь
- Когда разворачивается действие к/ф «Республика Шкид»
- Что вы знаете о 20-х гг. 20 века?
- Расскажите об истории создания к/ф «Республика Шкид»
Работа над содержанием к/ф. Обсуждение к/ф.
- Расскажите, как беспризорник Григорий Черных попал в приемник-распределитель?
- Что мы узнаем о директоре школы индивидуального воспитания имени Достоевского Сорокине?
- Почему директор согласился принять в школу нового воспитанника? Прокомментируйте сложившуюся ситуацию.
- Как строит свою работу Сорокин?
- Расскажите о воспитанниках школы.
- Почему учитель словесности Ариков становится любимым учителем для вчерашних беспризорников? Дайте оценку позиции Арикова.
- Что послужило причиной конфликта между воспитанниками и преподавателями? Кто прав? Докажите свою позицию.
- Почему, как вы думаете. Сорокин не обращается в милицию? Как это его характеризует?
- Какое решение принимает Сорокин? Расскажите подробнее.
- Расскажите о Республике Шкид.
- Почему шкидовцы хотят стать пионерами?
- Почему им отказывают?
- Расскажите о своем любимом герое.
- Чем заканчивается фильм?
- Вам понравился фильм? Почему?
Работа в группах.
А) Выбрать понравившийся эпизод, воспроизвести диалог в лицах.
( Разыграйте сценку)
Б) 1 группа Докажите, что Республика Шкид похожа на современную школу.
2 группа Докажите, что Республика Шкид не похожа на современную школу.
В) Рассмотрите фотографии, возьмите одну из них, придумайте историю, расскажите ее классу.
Подготовка учащихся к созданию своего фильма.
Так как конечным итогом нашей работы будет создание своего продукта , попробуем определить структуру и виды фильмов..
Рассмотрим два ключевых момента вашей общей деятельности:
Первый момент: Второй момент:
На основе знаний материала создать фильм как создать фильм или презентацию
Обращение к учащимся:
О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.
Вопрос к учащимся:
Как написать сценарий фильма? Напомню:
Существуют различные типы фильмов, среди них - документальный фильм
Задачи документалистики:
Средство обучения (учебные фильмы)
Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
Публицистика
Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (англ.документалист Хью Бэдли).
Вопрос к учащимся:
Какую задачу (-и) будет решать наша презентация? (Средство обучения, историческое исследование).
Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку.
Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).
Обращение к учащимся:
Я предлагаю вам трансформировать алгоритм изучения материала в свой сценарий.
(Введение, основная часть, заключение) Домашнее задание
в группах:
создать сценарий презентации «Моя Республика ШКИД»,
индивидуально:
написать рецензию на к/ф «Республика ШКИД», написать стихотворение.