Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры


1.Автор материала (фамилия, имя, отчество - полностью)
Кораблев Виктор Иванович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2. Место работы (полное наименование ОУ), должность
МБОУ «Сатинская ООШ», учитель физической культуры

Адрес
617256, Пермский край, Сивинский райрн, д. Центральная

3. Предмет
Физическая культура

4. Класс
5-9

5. Название материала
Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры (с применением сопутствующего программного обеспечения)


6.Актуальность, новизна представленного материала
Изменения, происходящие в последнее время в системе образования призывают к необходимости нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся. Одной из таких систем оценивания является рейтинговая система получения отметки. Рейтинговая система оценивания не является новой, но в связи с последними изменениями происходящими в образовании, переходом на ФГОС, набирает популярность, потому что с одной стороны позволяет более объективно оценить, с другой стороны является хорошей мотивацией в совершенствовании своей подготовки. Сама методика данного оценивания еще хороша тем, что не требует перестройки учебного процесса и сочетается с технологией личностно-ориентированного обучения.


7. Вид ресурса
Диагностический материал, опыт работы


8. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного материала и т.п.)
Целью создания и применения данного способа оценивания было повышение качества образования за счет повышения мотивации, увеличения возможностей для повышения итоговой оценки, своевременного контроля оценок учащимися и родителями, повышения информированности учебного процесса, автоматизации, повышения объективности оценивания учебных достижений и достижений во внеурочной деятельности, удобства ведения учета и анализа данных.


9. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Excel

10. Как реализуется на уроке


11. Комплектация работы
Таблица для внесения исходных данных (XL), методические рекомендации.

12.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Публикация на страницах СМИ «ПРОДЛЕНКА» Образовательный портал

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Публикация на страницах сайта АУРУМ. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Современный учитель» (Методические находки)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Публикация на сайте БАКАЛАВР. Общероссийский проект дистанционных конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся.


Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках по физической культуре
Кораблев Виктор Иванович. МБОУ «Сатинская ООШ». 2015 год

Изменения, происходящие в последние годы в системе образования призывают учителей искать новые способы оценивания умений и навыков учащихся. Одним из таких способов оценивания является рейтинговая система получения отметки. Имеющаяся в настоящее время, так называемая классическая пятибалльная шкала, если рассматривать уроки физкультуры, имеет субъективный характер и не всегда может объективно оценить возможности и вклад учеников в собственное развитие, особенно если рассматривать продолжительный период, например учебную четверть. Ученики, от природы с недостаточными физическими возможностями, если оценивать по контрольным нормативам, всегда могут быть неуспевающими, а если оценивать исполнительность ребенка, теряется мотивация к повышению результатов. Если рассматривать оба фактора, то граница между оценками становится расплывчатой, субъективной. Традиционная система (пятибалльная шкала) показывает в основном количественные изменения, а данная методика оценивания предполагает проследить и качественные изменения в процессе обучения. Исходя из этого, я решил ввести рейтинговую систему выставления отметок, чтобы ученики были мотивированы сами зарабатывать баллы по определенным критериям. Таким образом, они могут подсчитывать собственные баллы и заранее видеть результат, который им необходимо достичь.
Рейтинговая система оценивания не является новой, но в связи с последними изменениями происходящими в образовании, переходом на ФГОС, набирает популярность, потому что с одной стороны позволяет более объективно оценить, с другой стороны является хорошей мотивацией в совершенствовании своей физической подготовки.
Еще одним положительным моментом является то, что такая методика оценивания является информационно открытой, что так же стимулирует учебную и предоставляет учащимся сопоставлять результаты своей работы с результатами одноклассников.
Подобные методы оценивания обеспечивают планомерную, максимально мотивированную работу учителя совместно с учащимися.

Цель внедрения рейтинговой системы оценки знаний и умений состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся методами современной оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рейтинговая система позволяет решать и воспитательные задачи. Штрафные баллы за нарушение правил безопасности, пропуски занятий, опоздание, за отсутствие спортивной формы, снижение за неактивность на уроке призваны дисциплинировать учащихся, воспитывать волю. Поощрительные (бонусные) баллы стимулируют учащихся к проявлению организаторских способностей, бережное отношение к своему здоровью и интерес к занятиям физической культурой, к самостоятельности.
Предполагается, что у учащихся повысится интерес к урокам физической культуры. Желание набрать наибольшее количество баллов повысит их активность на уроках и поспособствует к активному участию в спортивных мероприятиях вне уроков.
Мною, уже в течении нескольких лет используется рейтинговая система оценивания в спортивно – оздоровительной работе школы, когда учащиеся принимающиеся участие в спортивных мероприятиях школы и района зарабатывают баллы, а итоги подводятся и вывешиваются на стенде после каждого мероприятия в виде таблицы с данными и диаграмм. Так вот эта система, применимая во внеурочной деятельности, себя оправдала определенной объективностью, открытостью и повышением мотивации. Совместив уже используемый опыт оценивания внеурочной деятельности с бальной системой на уроках, думаю, что результат будет положительным.
Внедрение данного способа оценивания начиналась со стадии подготовки к введению рейтинговой системы: изучения опыта, подготовки критериев оценивания, которые были обговорены с учащимися, подготовки программного продукта, способствующего реализации данного проекта, продумыванию способов информирования обучающихся и родителей о ходе реализации данного способа оценивания. Сама методика данного оценивания еще хороша тем, что не требует перестройки учебного процесса и сочетается с технологией личностно-ориентированного обучения.
Преимущества рейтинговой системы:
- возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;
- повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;
-возможность организации соревнования с «идеальным учеником» и со своими одноклассниками, соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;
-помогает учителю принимать во внимание личные достижения учащихся
- уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок, получая 3; 2 балла ученик понимает, что это не «двойка», «тройка», которую обычно выставляют на уроках, а результат работы.
- предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;
- стимулирование творческого отношения к работе.
Способ оценивания, выбранный и разработанный мной рассчитан на обучающихся 5-11 классов, сам я работаю с учащимися 5-9 классов (специфика сельской школы).
В основе данного метода оценивания лежит урок, который максимально оценивается в 10 баллов. Эти 10 б. складываются из следующих критериев:
техника выполнения упражнений,
динамика достигаемых результатов,
отношение к работе (активность)
и если запланировано, то контрольных тестов.
Это максимум, который учащиеся могут набрать на уроке. Предполагаю, что в исключительные моменты, учащимся, особо проявившим себя, можно добавить дополнительные 2-5 баллов.
Учащимся необходимо набрать определенную сумму баллов за четверть, в зависимости от количества часов в четверти. Так же дополнительно баллы можно набрать и во внеурочное время, а именно, участвуя в школьных, районных, краевых соревнованиях. Количество так называемых бонусных баллов прописывается в критериях оценивания. В данном примере берется 3 четверть, в которой запланировано 30 уроков, соответственно учащиеся могут максимально набрать 300 баллов. По окончанию каждой четверти переводим баллы в привычную пятибалльную систему оценивания знаний, умений и навыков для выставления в журнал или аттестат, что требуют действующие нормативные документы. Учащиеся, набравшие 240 баллов, что соответствует 80% получают «5», 210 баллов 70% – «4», 150 баллов 50% - оценка «3». Но преимущество рейтинговой системы в том, что она учитывает личные достижения учеников и им могут добавляться дополнительные баллы по приведенным ниже критериям, что должно мотивировать к дополнительным занятиям. В итоге по окончании четверти, учащийся может набрать и больше 300 максимальных баллов, что может, поощряется администрацией школы каким либо способом.
В процессе дальнейшей работы рейтинговой системы технология ее применения неизбежно будет совершенствоваться. Будут производиться коррективы некоторых первоначальных условий, вводится новые критерии.
Для того, чтобы более наглядно и более открыто проходила процедура оценивания, предполагается заносить все заработанные баллы в электронную таблицу, где ведется подсчет баллов, автоматическое выставление оценок, построение диаграмм.

Результаты выводятся на бумагу 1 раз в 2 недели и вывешиваются в классе на стенде














Для того, чтобы учащиеся могли постоянно контролировать количество заработанных баллов, в дневник закрепляется оценочный лист, в который они заносят в течении учебной четверти баллы.








По достижению учащимся определенного количества баллов, программа сама выставит оценку, переведенную в пятибалльную шкалу и выстроит диаграмму.









Предполагаемые итоги введения рейтинговой системы:

Снизится показатель пропуска уроков физической культуры без уважительной причины.
Система позволит учащимся влиять на свою оценку через определенные стимулы и поощрения заложенные в ней.
Повысится заинтересованность учащихся в данном предмете.
Учащиеся со слабыми физическими данными могут повысить свой рейтинг через дополнительные занятия и как следствие повышение физической подготовки.
Повышение объективности и информированности оценивания
Стремление к самоконтролю физического развития
Укрепление дисциплины и самодисциплины


Итоги I этапа реализации использования рейтинговой (накопительной) системы оценивания
Если исходить из того, что было запланировано, то в целом данная система оценивания себя оправдала, были отмечены в основном положительные моменты. Права учащихся в оценивании нарушены не были. Итоговые оценки показали, что учащиеся заработали те баллы, которые соответствуют их уровню подготовки. Работа с новой системой оценивания показала, что поставленных целей добиться можно, но для этого требуется более продолжительный промежуток времени и необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса: учителя, учащихся, классного руководителя, администрации школы и родителей, только в этом случае можно быть уверенным, что цели будут достигнуты в кратчайшие сроки. Рейтинговая система оценивания показала, что наибольший эффект она принесла тем учащимся, которые в ней и не нуждались. Более мотивированными и заинтересованными оказались учащиеся, которые были успешны и при классической системе оценивания. Они с интересом после каждого урока или мероприятия записывали свои баллы и считали их. Инертными остались учащиеся, на которых в первую очередь была рассчитана данная система оценивания, так называемые «троечники», в этом направлении еще предстоит работать.
Дважды за 3 четверть приходилось в программу оценивания вносить изменения, потому что жизненные реалии таковы, что не всегда запланированное сбывается, особенно если работаешь с людьми. Первый раз у меня возник вопрос, что делать, когда в образовательных учреждения был введен карантин и были пропущены 6 уроков. Было 2 варианта. Первый, это не меняя итоговый балл, автоматически всем поставить по максимальному, по 10 баллов, но я остановился на 2 варианте, всем поставил по 0 баллов, при этом снизил итоговый балл на 60 баллов (6 пропущенных уроков). И второй раз такая ситуация повторилась, когда учащиеся по приказу администрации были сняты с уроков для прохождения тренировочного экзамена (2дня, соответственно 2 урока – 20 баллов).

В итоге окончательная таблица стала выглядеть следующим образом:



































Можно обратить внимание что, с правой стороны появилась еще одна колонка, в которой показано, сколько баллов учащиеся не добрали до максимального или наоборот, те кто проявил активность, за счет бонусных баллов превысил максимальный показатель. В дальнейшем планируется эти баллы трансформировать в уже существующую в школе таблицу «РЕЙТИНГ СПОРТСМЕНОВ» в пропорции 20:1, что будет еще одним шагом для повышения мотивации к занятию спортом. Красным цветом отмечены пропуски по неуважительной причине. Это не означает, что учащиеся просто не пришли на урок, возможно они по заявлению родителей отсутствовали в школе. Желтым цветом отмечены уроки, которые учащиеся пропустили по уважительной причине: заболевание, освобождение или выезды на районные мероприятия. Зеленым выделены столбцы тех уроков, которые не были проведены из-за праздничных дней. В течении 3 четверти были проведены 3 спортивных мероприятия в школе и приняли участи в 2 районных лыжных соревнованиях за которые учащимся согласно критериям были поставлены бонусные баллы.

ЭКСПЕРЕМЕНТ ПРОДОЛАЕТСЯ.
15