Контрольно-оценочные средства по дисциплине : ОП. Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» по специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ФИЛИАЛ № 4)
Утверждаю
«____»_____________2016г.
Контрольно-оценочные средства по дисциплине
«Основы микробиологии и иммунологии»
по специальности:
34.02.01 «Сестринское дело»
Москва,2016 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой методической
комиссией ОПД и ПМ 04
«___»________20__г.
Протокол № _____
Председатель____________
Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО
по специальности 34.02.01
Сестринское дело
Разработчик: Маклаков И.А.– преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Медицинский колледж №5 Департамента здравоохранения города Москвы (Филиал № 4).
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» является готовность студента к выполнению профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению
здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и
изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ПК 5.2. Проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий.
ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
С целью овладения вышеуказанными профессиональными и общими компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:
уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции
знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» является выполнение тестовых заданий.
Формой итоговой аттестации по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» является дифференцированный зачет, проводимый в форме тестовых заданий, решения ситуационных задач.
Знания и умения студента оцениваются: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).


1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на итоговом занятии:
1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется выборочная проверка следующих профессиональных и общих компетенций
Таблица 1.1
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки Показатели оценки результата
ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6 Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований
ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6 Уметь проводить простейшие микробиологические исследования Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах согласно установленных алгоритмов. Выявление причин возникновения неотложных состояний и травм
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6 Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Взаимодействие с членами профессиональной бригады с учетом типов патологических процессов, наследственных факторов, факторов окружающей среды, индивидуальной переносимости лекарственных препаратов.
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1-2.3
ПК 2.5-2.6 Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции
Знать основные методы асептики и антисептики Применение лекарственных препаратов с учетом степени патологического процесса, анатомо-физиологических особенностей пациента в соответствии с правилами их использования.
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6 Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества
Соблюдение правил пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6 Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней Знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Взаимодействие с членами профессиональной бригады в условиях чрезвычайных ситуаций, оказание психологической помощи с соблюдением правил организации больничной среды.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Оформление медицинской документации согласно алгоритмам, правил выписывания и хранения лекарственных препаратов.
ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Организация и оказание сестринской помощи, диспансеризация населения и участие в ее проведении, консультация по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Организация и оказание специализированной и высокотехнологической сестринской помощи пациентам всех возрастных категорий согласно алгоритмам.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Осуществление паллиативной помощи пациентам согласно алгоритмам.
I. ПАСПОРТ учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»
Назначение:
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения знаний и умений по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» по специальности СПО Сестринское дело во время проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.3 
ПК 4.1-4.5ПК 5.1-5.3
Общие компетенции:
ОК 1 - 14
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА. Промежуточная аттестация.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание. Выполните тесты.
Время выполнения задания – 50 минут.
Во время выполнения задания использование интернета, сотовых телефонов, учебников и другой литературы исключается.
II а. ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА. Итоговая аттестация.

1 этап – 40 тестовых заданий.
2 этап – решение ситуационных задач.
Инструкция
1 этап - Внимательно прочитайте задание. Выполните тесты.
Время выполнения задания – 40 минут.
2 этап - Внимательно прочитайте задание. Решите ситуационные задачи.
Время выполнения – 15 минут.
Во время выполнения задания использование интернета, сотовых телефонов, учебников и другой литературы исключается.
III. ПАКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Промежуточная аттестация.
Приложение 1.
50 тестовых заданий с 1 вариантом ответа
Время выполнения задания - 50 минут.
III а. ПАКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Итоговая аттестация.

Приложение 2.
1 этап – выполнение тестовых заданий
40 тестовых заданий с 1 вариантом ответа
Время выполнения задания - 40 минут.

Приложение 3
2 этап – решение ситуационных задач.
5 ситуационных задач
Время выполнения задания - 15 минут.
Эталоны ответов на тесты промежуточной аттестации в Приложении 4.
Эталоны ответов на тесты итоговой аттестации в Приложении 5.
Эталоны ответов ситуационных задач в Приложении 6.
Основная литература:
Воробьёв А.А. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка тестовых заданий осуществляется по критериям:
«Отлично» не менее 90%
«Хорошо» не менее 80%
«Удовлетворительно» не менее 70%
Засчитываются только 100% верные ответы.
Приложение 1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
3 семестр
Инструкция: выбрать 1 правильный ответ.
Микроорганизмы, возбудителей заболеваний человека, изучает
А) медицинская микробиология
Б) общая микробиология
В) клиническая микробиология
Г) все перечисленные
Метод выявления состояния сенсибилизации организма
А) аллергический
Б) серодиагностики
В) биологический
Г) бактериологический
Метод воспроизведения экспериментальной инфекции на животных
А) аллергический
Б) серодиагностики
В) биологический
Г) бактериологический
Метод изучения ультраструктуры микроорганизмов под микроскопом
А) аллергический
Б) серодиагностики
В) биологический
Г) микроскопический
Для изучения микроорганизмов используется микроскопия
А) люминесцентная
Б) фазово-контрастная
В) иммерсионная
Г) все перечисленные
Особенности иммерсионной микроскопии
А) использование иммерсионного масла
Б) поднятый конденсор
В) объектив 90 или 100
Г) все перечисленные
Организмы, невидимые невооруженным глазом, изучает
А) медицинская микробиология
Б) микробиология
В) клиническая микробиология
Г) все вышеперечисленное
Метод изучения морфологии микроорганизмов
А) микроскопический
Б) микробиологический
В) серологический
Г) аллергический
Эукариоты
А) простейшие
Б) бактерии
В) вирусы
Г) бактериофаги
Прокариоты
А) бактерии
Б) простейшие
В) грибы
Г) вирусы
11.Прокариоты содержат
А) аппарат ГольджиБ) диффузное ядро
В) дифференцированное ядро
Г) вакуоли
12.Эукариоты содержат
А) дифференцированное ядро
Б) нуклеоидВ) нуклеоид, не отделенный от цитоплазмы
Г) мезосомы, образующиеся в момент деления клетки
Фиксация мазков микроорганизмов проводится
А) смесью Никифорова
Б) этиловым спиртом
В) над пламенем горелки
Г) всеми перечисленными способами
Фиксация мазков обеспечивает
А) прикрепление бактерий к предметному стеклу
Б) гибель микробных клеток
В) улучшение восприятия окраски
Г) все перечисленное
Простой метод окраски
А) фуксином
Б) по ГрамуВ) по Ожешко
Г) по Бурри – Гинсу16.Сложный метод окраски
А) фуксином
Б) метиленовым синим
В) везувиномГ) по Граму17.Споры окрашиваются по методу
А) ГрамаБ) Циля - НильсенаВ) Ожешко
Г) Бурри – Гинсу18.Сарцины располагаются
А) в виде гроздьев
Б) цепочкой
В) пакетами
Г) попарно
19.Окраска бактерий по Граму зависит отА) наличия капсулы
Б) строения клеточной стенки
В) цитоплазматической мембраны
Г) химического состава клетки
20.Цвет грамотрицательных бактерий при окраске по методу ГрамаА) желтый
Б) фиолетовый
В) красный
Г) черный
21.Цвет грамположительных бактерий при окраске по ГрамуА) желтый
Б) фиолетовый
В) красный
Г) зеленый
22.Подвижность бактериальной клетки обеспечивают
А) жгутики
Б) споры
В) внутриклеточные включения
Г) все вышеперечисленное
23.По всей поверхности клетки жгутики располагаются у
А) монтриховБ) амфитриховВ) перитриховГ) лофотрихов24.Обеспечивают прикрепление бактерий к поверхности клеток
А) жгутики
Б) капсулы
В) пили
Г) споры
25.Капсула бактериальной клетки выполняет функцию
А) защитную
Б) питания
В) размножения
Г) дыхания
26.Не является обязательным структурным элементом клетки бактерий
А) спора
Б) жгутик
В) капсула
Г) все перечисленное
27.Капсула при окраске по методу Бурри -ГинсаА) желтая
Б) красная
В) бесцветная
Г) синяя
28.Споры у большинства бактерий служат дляА) питания
Б) дыхания
В) роста
Г) сохранения вида
29.Спорообразующие бактерии
А) палочковидные
Б) шаровидные
В) извитые
Г) ветвящиеся
30.Споры при окраске по Ожешко
А) желтые
Б) розовые
В) синие
Г) бесцветные
31.Кислотоустойчивые бактерии окрашиваются по методу
А) ГрамаБ) Бурри - ГинсаВ) Романовского - ГимзыГ) Циля – Нильсена32.Кислотоустойчивые бактерии при окраске по методу Циля–НильсенаА) желтые
Б) красные
В) фиолетовые
Г) синие
33.Извитые бактерии
А) спирохеты
Б) кокки
В) бациллы
Г) клостридии34.Извитые бактерии
А) стрептококки
Б) стафилококки
В) бациллы
Г) спириллы
35.Форма бацилл
А) извитая
Б) шаровидная
В) палочковидная
Г) ветвящаяся
36.Форма вибрионов
А) палочковидная
Б) кокковиднаяВ) извитая
Г) ветвящаяся
37.Шаровидные бактерии
А) вибрионы
Б) спирохеты
В) актиномицеты
Г) сарцины38.Диплококки располагаются
А) попарно
Б) в виде гроздьев
В) цепочкой
Г) пакетами
39.Стрептококки в препаратах из чистой культуры располагаются
А) попарно
Б) одиночно
В) цепочкой
Г) в виде гроздьев
40.Стафилококки в чистой культуре располагаются
А) только попарно
Б) длинными цепочками
В) короткими цепочками и в виде гроздьев
Г) только одиночно
41.Формообразующую функцию бактериальной клетки обеспечивает
А) клеточная стенка
Б) цитоплазматическая мембрана
В) спора
Г) цитоплазма
42. Лейшманиозы относятся к:
А) трансмиссивным болезням
Б) кишечным инфекциям
В) вирусным инфекциям
Г) бактериальным инфекциям
43.Не имеют клеточного строения
А) бактерии
Б) грибы
В) микоплазмы
Г) вирусы
44. Лямблии обитают в организме человека:
А) в желчном пузыре
Б) в тонком кишечнике
В) в легких
Г) в желудке
45. Малярийный плазмодий характеризуется:
А) внутриклеточным паразитизмом
Б) сложностью жизненного цикла
В) в организме человека размножается только бесполым путем
Г)вызывает бактериальное заболевание
46. Окончательный хозяин токсоплазм:
А) представители семейства кошачьихБ) человек
В) крупный рогатый скот
Г) все перечисленные
47.Аэробам для своей жизнедеятельности необходимА) кислород
Б) аммиак
В) углекислый газ
Г) сернистый газ
48.Чистая культура - это микроорганизмы
А) одного вида
Б) одного рода
В) одного типа
Г) обладающие капсулой
49.Облигатные анаэробы культивируют
А) при доступе кислорода воздуха
Б) в отсутствии кислорода воздуха
В) в присутствии сероводорода
Г) в присутствии аммиака
50.Бактерии относятся к аэробам поА) типу дыхания
Б) типу питания
В) характеру движения
Г) строению клеточной стенки
Приложение 2
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для проведения итоговой аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
4 семестр
Инструкция: выбрать 1 правильный ответ.
Метод изучения ультраструктуры микроорганизмов под микроскопом
А) аллергический
Б) серодиагностики
В) биологический
Г) микроскопический
Эукариоты
А) простейшие
Б) бактерии
В) вирусы
Г) бактериофаги
Прокариоты
А) бактерии
Б) простейшие
В) грибы
Г) вирусы
Простой метод окраски
А) фуксином
Б) по ГрамуВ) по Ожешко
Г) по Бурри – Гинсу5. Сложный метод окраски
А) фуксином
Б) метиленовым синим
В) везувиномГ) по Граму6.Цвет грамотрицательных бактерий при окраске по методу ГрамаА) желтый
Б) фиолетовый
В) красный
Г) черный
7.Цвет грамположительных бактерий при окраске по ГрамуА) желтый
Б) фиолетовый
В) красный
Г) зеленый
8.Спорообразующие бактерии
А) палочковидные
Б) шаровидные
В) извитые
Г) ветвящиеся
9.Извитые бактерии
А) спирохеты
Б) кокки
В) бациллы
Г) клостридии10.Форма бацилл
А) извитая
Б) шаровидная
В) палочковидная
Г) ветвящаяся
11.Форма вибрионов
А) палочковидная
Б) кокковиднаяВ) извитая
Г) ветвящаяся
12.Шаровидные бактерии
А) вибрионы
Б) спирохеты
В) актиномицеты
Г) сарцины13.Стрептококки в препаратах из чистой культуры располагаются
А) попарно
Б) одиночно
В) цепочкой
Г) в виде гроздьев
14.Стафилококки в чистой культуре располагаются
А) только попарно
Б) длинными цепочками
В) короткими цепочками и в виде гроздьев
Г) только одиночно
15.Чистая культура - это микроорганизмы
А) одного вида
Б) одного рода
В) одного типа
Г) обладающие капсулой
16.Полностью сформированная вирусная частица:
А) капсид
Б) вирион
В) капсомерГ) вибрион
17.Не имеют клеточного строения
А) бактерии
Б) грибы
В) микоплазмы
Г) вирусы
18.Бактериофаги – это
А) бактерии
Б) вирусы
В) простейшие
Г) грибы
19.Фагоиндикация - это
А) определение вида бактерий
Б) обнаружение бактерий с помощью фага
В) определения типа бактерий
Г) ничего из выше перечисленного
20.Устойчивость бактерий к антибиотикам определяется методом
А) АппельманаБ) ГрациаВ) диффузионным методом дисков
Г) Дригальского21.Бактериостатическое действие антибиотиков – это
А) уничтожение бактерий
Б) приостановка роста и размножения бактерий
В) лизис бактерий
Г) уничтожение вирусов
22.Бактерицидное действие антибиотиков – это
А) приостановка роста бактерий
Б) уничтожение бактерий
В) приостановка размножения бактерий
Г) уничтожение вирусов
23.Антибиотики широкого спектра действия активны в отношении
А) грамположительных бактерий
Б) грамотрицательных бактерий
В) грамположительных и грамотрицательных бактерий
Г) бактерий и вирусов
24.Единица измерения активности антибиотиков
А) балл
Б) градус
В) единица действия
Г) международная единица
25.Стерилизация – это уничтожение
А) вегетативных и споровых форм микроорганизмов
Б) только вегетативных форм
В) только споровых форм
Г) бактерий и вирусов
26.Облигатные анаэробы культивируют
А) при доступе кислорода воздуха
Б) в отсутствии кислорода воздуха
В) в присутствии сероводорода
Г) в присутствии аммиака
27. Патогенность – это
А) фенотипический признак
Б) непостоянное свойство возбудителя
В) генотипический признак возбудителя
Г) ничего из вышеперечисленного
28.Вирулентность – это
А) фенотипический признак
Б) непостоянное свойство возбудителя
В) степень патогенности
Г) болезнетворность
29.Термин “пандемия” характеризует инфекционное заболевание
А) единичное
Б) в одной семье
В) в нескольких странах
Г) в одной стране
30.Термин “эпидемия” характеризует инфекционное заболевание
А) единичное
Б) в одной семье
В) массовые в нескольких странах, континентах
Г) массовые в городе, стране
31.Иммунитет – это:
А. невосприимчивость организма к инфекционным болезням
Б. путь преодоления несовместимости при пересадки органов и тканей
В. средства и методы диагностики инфекционных заболеваний
Г. все перечисленное
32. Факторы неспецифической защиты организма:
А. кожа и слизистые оболочки
Б. соляная кислота желудочного сока
В. повышение температуры тела
Г. все верно
33.Факторы специфической защиты организма:
А. антителообразование
Б. иммунный фагоцитоз
В. киллерная функция лимфоцитов
Г. все верно
34.Приобретенный иммунитет – это:
А. формируется в процессе жизни человека
Б. передается из поколения в поколение
В. генетически закрепленная невосприимчивость
Г. все верно
35.Активный естественный иммунитет – это:
А. результат перенесенного заболевания
Б. после вакцинации
В. после серотерапии
Г. все верно
36. Центральные органы иммунной системы:
А. селезенка
Б. лимфатические узлы и лимфа
В. костный мозг и тимус
Г. все верно
37. Антиген – это:
А. генетически чужеродное вещество для макроорганизмаБ. белки, выработанные организмом в ответ на внедрение микробов
В. белки крови макроорганизмаГ. все верно
38. Антитела – это:
А. белки, выработанные организмом в ответ на внедрение микробов
Б. белки крови макроорганизмаВ. генетически чужеродное вещество для макроорганизмаГ. все верно
39.Иммунный статус – это:
А. показатели резистентности организма
Б. структурное и функциональное состояние иммунной системы
В. характеристика способности организма к иммунному ответу
Г. все верно
40. Изоантигены – это:
А. антигены организма человека
Б. антигены, передающиеся в результате инфекции
В.вещества, обеспечивающие формирование иммунитета
Г.все верно
Приложение 3
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
для проведения итоговой аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
4 семестр
Задача 1. Больная В., 20 лет поступила в инфекционное отделение с диагнозом «острое пищевое отравление» с жалобами на головную боль, озноб, слабость, тошноту, приступы обильной рвоты. Заболела в день употребления в пищу торта с заварным кремом. В бактериологическую лабораторию был направлен материал: рвотные массы, промывные воды желудка, остатки торта. При исследовании из всех проб был выделен S.aureus.
Задание:
1. Описать основные этапы бак. исследования.
2. Продукция какого токсина характерна для стафилококка?
Задача 2. В хирургическом отделении у нескольких послеоперационных больных резко ухудшилось состояние: появилась лихорадка, края ран гиперемированы, обильное гнойное отделяемое. В мазке из гноя обнаруживаются грамположительные кокки, расположенные скоплениями, парами и поодиночке.
Задание:
Назовите возбудителя этого осложнения.
Задача 3. Больной Б., 20 лет, поступил в КВД с жалобами на поражение кожи
груди, шеи, спины.
При осмотре кожные покровы повышенной влажности. На коже шеи,
груди, спины имеются мелкие 1х1 см пятна без воспалительных явлений, счеткими границами, с отрубевидным шелушением на поверхности.
Задание:
Назовите возбудителя. Какой материал нужно направить в микологическую лабораторию на исследование?
Задача 4. В РКВД находилась на лечении больная, по поводу незаживающей
язвы голени, которая приехала в Россию из Туркмении. Болеет около 4
месяцев. Вначале заболевания на голени появился небольшой бугорок без-
болезненный, который постепенно увеличивался в размерах. Позже обра-
зовалась язва с гнойным отделяемым. Язва безболезненная.
Предварительный диагноз :кожный лейшманиоз.
Задание:
1. Какой материал нужно взять для исследования?
2. Этиология возбудителя?
Задача 5. На прием к урологу пришел мужчина 35 лет с жалобами на незначительные слизисто-гнойные выделения из уретры.
Врач поставил предварительный диагноз «Урогенитальный хламидиоз»
Задание:
1. Укажите таксономическое положение хламидий и их биологические
свойства.
2. Опишите эпидемиологию урогенитального хламидиоза (источник,пути передачи, входные ворота инфекции)
3. Какие методы лабораторной диагностики используются для выявления хламидий?
Приложение 4
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
3 семестр
1 Г 11 Б 21 Б 31 Г 41 А
2 А 12 А 22 А 32 Б 42 В
3 В 13 Г 23 В 33 А 43 Г
4 Г 14 Г 24 В 34 Г 44 В
5 Г 15 А 25 А 35 В 45 Б
6 Г 16 Г 26 Г 36 В 46 Б
7 Г 17 В 27 В 37 Г 47 А
8 А 18 В 28 Г 38 А 48 А
9 А 19 Б 29 А 39 В 49 Б
10 А 20 В 30 Б 40 В 50 А
Приложение 5
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для проведения итоговой аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
4 семестр
1 Г 21 Б
2 А 22 Б
3 А 23 В
4 А 24 В
5 Г 25 А
6 В 26 Б
7 Б 27 В
8 А 28 В
9 А 29 В
10 В 30 Г
11 В 31 А
12 Г 32 Г
13 В 33 Г
14 В 34 А
15 А 35 А
16 Б 36 В
17 Г 37 А
18 Б 38 Г
19 Б 39 Г
20 В 40 А
Приложение 6
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
для проведения итоговой аттестации по дисциплине
Основы микробиологии и иммунологии
4 семестр
Задача 1.
1. Микроскопия: грамположительные кокки, образуют скопления в виде грозди винограда. Стафилококки неподвижны, не имеют спор.
Культивирование: стафилококки – факультативные анаэробы. При росте стафилококки образуют пигмент: золотистый, лимонно-желтый.
2. Стафилококки выделяют экзотоксины, вызывающие пищевые отравления.
Задача 2.Возбудитель - стафилококк
Задача 3. Возбудитель – грибок Malassezia furfur. Для исследования в лабораторию необходимо направить чешуйки кожи с очага поражения, взятые путем соскоба скальпелем.
Задача 4.
1. Материалом для исследования служит соскоб со стенок и дна язвы.
2.Возбудитель кожного лейшманиоза – Leishmania major(зоонозный кожный лейшманиоз), Leishmania tropica (антропонозныйкожный лейшманиоз). Лейшманиозы относятся к группе трансмиссивных инфекций. Переносчики – самки москитов. Резервуаром инфекции
являются чаще всего грызуны
Задача 5.
1. Хламидии- мелкие грамотрицательные, неподвижные, облигатно паразитирующие бактерии относятся к семейству Сhlamydiaсeae, род Сhlamydia. Размножаются хламидии только внутри клеток человека, млекопитающих и птиц.
2. Сhlamydia trachomatis-возбудители урогенитального хламидиоза в
первую очередь инфицирует мочеполовые органы, поражают прямую кишку, заднюю стенку глотки, конъюктиву глаза. Источником заражения урогенитальным хламидиозом чаще всего являются больные, не знающие о наличии у них этой инфекции.
3. Не один из современных методов диагностики хламидийной инфекции не обеспечивает выявление возбудителя в 100% случаев. Поэтому лабораторная диагностика должна включать в себя сочетание не менее двух методов (прямых или непрямых).
Методы прямого выявления Сhlamydia trachomatis :- микробиологическое исследование-выделение чистой культуры возбудителя;
- цитологическое исследование мазков;
- иммуноцитологическое исследование –выявление антигенов возбудителя в мазках с помощью специфических антител(ПИФ);
-определение бактериальных антигенов (ИФА);
- методы экспресс-диагностики хламидий.
Непрямые методы выявления Сhlamydia trachomatis :- серологическое исследование-определение специфических антител.