«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихсяна уроках истории»


4.2.Разработка измерительных материалов по диагностике предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся.
«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»
Оглоблин. В.А.
Цель работы: Раскрыть основные особенности системы оценки ФГОС.
Задачи:
Выработать единые подходы к  оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения обучающихся в нашей школе
Выработать единые подходы к диагностике уровня сформированности универсальных учебных действий.
Анализ диагностики метапредметных умений учащихся.


Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Эти вопросы призваны решать федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Но существуют скрытые риски работы по ФГОС.
Для учителя это:
- перегруженность отчетами;
- неумение увязать теорию с практикой;
- обилие и категоричность ценных указаний;
- авторитарность в преподавании;
- незнание требований ФГОС, их разночтение;
- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.
Все это влияет на настроение учителя.
Для ученика это:
- неумение работать с литературой;
- риск перегрузок;
- беспомощность в выборе пути решения вопросов;
- привычка быть ведомым;
- завышенный уровень притязаний;
- неумение формулировать цели.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов. Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры.
Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
комплексный подход к оценке результатов образования
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
ПРИНЦИПЫ СО1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику
2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты
3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов
4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования
5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,
родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
уровень сформированности предметных результатов;
уровень сформированности универсальных учебных действий;
образовательные достижения обучающихся;
профессионально-педагогические достижения педагогов;
состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
эффективность образовательного процесса;
уровень воспитанности обучающихся ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио
Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы
В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям:
Например, интеллектуальная развитость оценивается путем освоенности образовательной программы, развитостью познавательных интересов, а также способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.
Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
• управление своей деятельностью;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
• речевая деятельность;
• навыки сотрудничества.
Познавательные:
• работа с информацией и учебными моделями;
• использование знаково-символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных учебных умений;
портфолио и др.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
тестирование
оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
портфолио обучающегося;
выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Проект
Исследовательская работа
ПортфолиоКомплексные контрольные работы
Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики . (А.Г. Асмолов)
УЧЕБНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации;
демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.
Результаты достижения планируемых результатов оцениваются в 2 уровня: базовый и повышенный
Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) . Компоненты:
1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.
Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.
Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА
Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне,который может быть оценен как:
Оптимальный уровень – 80-100%,
Допустимый уровень – 60-80%,
Критический уровень – 45-60%,
Недопустимый уровень – до 45%
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ диагностируется через следующие формы:
диагностическая работа анкетирование
опрос
тренинг
результаты наблюдения
КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
Методика «Социометрия»
Методика «Индекс сплоченности»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:
Профориентационная анкета Е.Климов
Тест «Профессиональный тип личности»
Карта самооценки склонностей
Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗУЛЯТИВНЫХ РО:
Изучение познавательной потребности В.Юркевич
Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
 Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
Профориентационная анкета Е.Климов
Карта самооценки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РО:
Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
Изучение познавательной потребности В.Юркевич
ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ:
контроль
проверку
оценивание
накопление статистических данных, их анализ
прогнозирование
выявление динамики, тенденций педагогического процесса
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
предварительный контроль,
текущий контроль,
периодический контроль,
тематический контроль,
итоговый контроль,
отсроченный контроль
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
Количественным выражением оценки является отметка
Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах
Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся
Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
Использование аутентичного оценивания
ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
портфолио
кейсы
контекстные задачи
междисциплинарные экзамены
компетентностно-ориентированные тесты
ситуационные задания
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ Коммуникационные, информационные, тестовые технологии
РЕЙТИНГОВАЯ СО Коммуникационные, информационные технологии
Педагогические тесты информационные тестовые технологии
Портфолио учащихся Аутентичные технологии
Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование учащегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения
ВЫВОДЫ:
• Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
• Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. • Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
В педагогике, как в общественной науке и практике, нет и по сути быть не может количественно измеряемых показателей, касающихся обучаемости, обученности, воспитанности и развитости ребенка.
Возникает вопрос: Как определять результаты образования количественными, неизмеряемыми способами?
Марк Максимович Поташник и Михаил Владимирович Левит предлагают использовать уровневый подход. Для оценки каждого метапредметного, личностного результата авторы рекомендуют использовать уровневую шкалу, например, трех уровней: высокий, средний, низкий.
Например: Умение выделять существенное в изучаемом материале ( для учащихся 5-х классов.
Высокий уровень