Выступление на педсовете Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
По этой причине в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования.
        Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений учащихся;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки: сформированности внутренней позиции учащегося, мотивации учебной деятельности, знания моральных норм.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе мониторинговых исследований (методика «Выявление уровня воспитанности» ( Н.П.Капустиной).
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью Портфеля достижений, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;
оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;
тестирование;
оценка открытых и закрытых ответов учающихся;
оценка результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, дневников учащихся и т.п.)
портфолио учащегося;
выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В учебной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы на межпредметной основе, которые разработаны для всех классов начальной школы. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем уровне обучения.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.
Формы контроля и учета достижений во внеурочной деятельности:
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
активность в проектах и программах;
творческий отчет
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, а также динамика учебных достижений реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио ученика, который используется как: способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя.
        Используемая система оценки ориентирована на формирование у учащегося потребности в адекватной самооценке.
Спасибо всем за внимание, удачи и творческих успехов!