Рабочая тетрадь по ОРКСЭ Мировые религии 4 класс составитель Афанасенко Н.В., учительначальных классов МАОУ СОШ № 44, г. Екатеринбург


РОССИЯ – НАША РОДИНА




Традиции – 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем
предания, устной или литературной передачи (идеи, знания, взгляды,
образ действий, вкусы).
2. Обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту).
Толковый словарь Ушакова.


Задание 1.

Найди и закрась цветным карандашом традиции народов нашей Родины.

П
Р
И
Н
О
В
Ы
Й
О
Г
О
Д

Д
Е
Н
Ь
Р
Г
О
Р
О
Д
А
С

П
А
С
Х
А
О
Т
Л
Д
П
И
Т

Р
У
В
А
Ж
Е
Н
И
Е
О
В
Д

П
Р
А
В
Е
Н
С
Т
В
О
Ю
З

Л
Д
Ы
Р
О
Ж
Д
Е
С
Т
В
О

И
М
С
В
О
Б
О
Д
А
В
Р
Б


Задание 2.

Запиши, какие традиции существуют в твоей школе, классе, семье:
























































КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ



Задание 1. Блиц-турнир. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Что означает слово «религия»:

соединять
сообщать
смотреть

Действия, призванные связывать, соединять людей с миром духов или богов:

праздник
ритуал
день рождения

Верования самых древних людей:

старинные
первоначальные
первобытные

Религии, верующие которых принадлежат к одному народу:

общие
национальные
семейные

Главный религиозный ритуал в наши дни:

молитва
песня
собрание

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

На странице найди правильные ответы и проверь себя.
Сколько у тебя правильных ответов?
Что тебе ещё не запомнилось?
Повтори в учебнике.









КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Задания для работы в классе.

Задание 1.

Вспомни материал прошлого урока и разгадай кроссворд.



1



3



























4




2

5

6






7
































































































Задание 2.

Какие материальные и духовные ценности есть в твоей семье? Напиши.























КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Задания для работы дома.

Задание 1.

Сергей Орлов создал при помощи искусства красивого и изящного письма (каллиграфии)
вот такое изображение. Попробуй и ты свои силы.



Если тебе интересно, какие народы первыми начали использовать каллиграфию для изображения животных, поищи и расскажи всем.


Задание 2.

Напиши, что это за здания и где они находятся. Найди их изображения и проверь себя.






ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ



Задание 1.

В любой религии, какой бы она ни была, всегда присутствует вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий и, тем самым, жизнь человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии.
? Подумай и запиши, какие явления, события древний человек приписывал богам.
Спроси у родителей, поищи в книгах.
___________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Задание 2.

Вставь недостающие слова. Если ты не смог выполнить первое задание, то это задание поможет тебе выполнить первое.

Даждьбог - бога __________, который наделял теплом землю, заведовал урожаем, а разгневавшись, мог сжечь зерно, высушить колодцы. Он считался сыном Сварога.
Сварог – бог __________. В него нельзя было плевать, гасить ногами. На Ивана Купалу молодежь прыгала через костры, чтобы очиститься. Горящие угли не отдавали другому роду, боялись, что с ними уйдет удача и покровительство Сварога. Если огонь в дни бедствий затухал, новый не просили, а добывали трением двух кусков дерева. Столетия спустя через огонь, добытый таким способом, прогоняли все стадо в дни мора, перешагивали люди, когда в их дома приходили заболевания. Стрибог – бог _______. Он был весьма важен для воинов, ведь от его благоволения зависело, куда полетят стрелы дружины. Бог мог пригнать тучи, от него зависел урожай.
Перун – бог ____________________. Седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Святобор бог ___________________. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Олицетворение вечно живой природы. Белбог бог __________, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.




ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ
И ИХ ОСНОВАТЕЛИ

Задания для работы в классе.

Задание 1.

Соедини утверждение с именем.


Иисус Христос

Он носил типично египетское имя Моша (сын воды), получил образование при дворе фараона, где жил как большой вельможа, но в 40 лет круто изменил свою жизнь, что, в итоге, привело к  последствиям, важным для всего человечества






Мухаммед

Со дня Его смерти пройдут столетия, но имя этого Человека не будет забыто. Самое обыкновенное еврейское имя того времени






Будда

Лично для меня, первое чудо Корана - стихи, второе  -  образ жизни который они породили, третье - личность человека изрекшего их. Человека который говорил о своем детстве кратко – «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»






Моисей

Он не только был человеком, он не заявлял ни о каком вдохновении со стороны какого бы то ни было бога или внешней силы. Он приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутое человеческому старанию и человеческой мудрости.


Если затрудняешься – попроси помощи у родителей.

Задание 2.

Подпиши иллюстрации.



_______________ _______________ _________________ ____________________


ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ
И ИХ ОСНОВАТЕЛИ.

Задания для работы дома.

Задание 1.

Ответь на вопросы таблицы, попроси ответить родителей, друзей, сравните ответы, расскажите друг другу, что вы ещё знаете о религии.


Вопросы
Твои ответы
Ответы родителей
Ответы друзей

1
Как называются каменные таблички, на которых были записаны заповеди еврейскому народу?




2
Что такое Завет?





3
Место для почитания богов.





4
В каком городе родился Иисус Христос?




5
Что такое мирра или смирна?





6
Как называется учение о жизни и воскресении Иисуса?




7
В каком городе родился Мухаммад?





8
Кто диктовал Мухаммеду священные тексты?




9
Единый бог (по-арабски).





10
Название этой религии можно перевести как «мир», «смирение перед Богом».




11
Эта религия возникла в Индии.





12
Как переводится Будда?





13
Причина страдания?





14
Освобождение от страдания?





15
Единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них?











СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ
РЕЛИГИЙ МИРА


Задание 1.

Почему у человека возникла потребность создать книги?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Заполни таблицу.



Буддизм


Иудаизм

Христианство

Ислам


Название священной книги







Как переводится это название







Авторы священной книги







О чем повествует книга












Задание 3.

«Переведи» некоторые слова, которые тебе встретились в тексте.

Веды - ____________________ Апокалипсис - _________________

Евхаристия - ______________ Пали - ________________________




СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ
РЕЛИГИЙ МИРА



Задание 1.

В священных книгах записаны заповеди, правила, предписания поведения в различных жизненных ситуациях. Запиши, какие правила существуют в твоей семье,












































ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ
В РЕЛИГИЯХ МИРА



Задание 1.

Как ты думаешь, что общего у друидов и хафизов, чем они различаются?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие качества личности помогают стать друидом или хафизом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Расположи на лестнице иерархию христианской церкви:














Задание 3.

Подумай, человек, с какими качествами личности мог стать раввином, священником, имамом, ламой?

Раввин
Священник
Имам
Лама



























Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие качества характера тебе пригодятся в жизни, как их воспитать в себе?
______________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ДОБРО И ЗЛО




Задание 1.

Соедини логические цепочки.















Задание 2.

Приведи примеры из жизни, когда люди нарушали правила, запреты и это приводило к непоправимым последствиям?


Нарушенное правило

Последствия

















Вывод:
Почему необходимо соблюдать правила, слушаться, не нарушать запреты?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ПОНЯТИЕ ГРЕХА,
РАСКАЯНИЯ И ВОЗДАЯНИЯ


В христианской религии есть традиция: прощенное воскресение.

В этот день все православные просят друг у друга прощения чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху день Воскресения Христова.
В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения
В наше время вечером, после вечерни, священник подает пример, и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться...
«Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим!»

Задание 1.

Есть в твоей семье такая традиция? Как в твоей семье просят прощения?
______________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Узнай, есть ли в других религиях такой обычай. Как он проходит, что делают верующие? Подготовь сообщение и расскажи об этом в классе.

________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ЧЕЛОВЕК
В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ МИРА



Задание 1.

Зачем человеку необходимо умение читать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие книги тебе читала мама в раннем детстве?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему они учат? Для чего их читают малышам?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

У тебя дома есть книги. Посмотрите вместе с родителями и напиши в каких книгах из твоей домашней библиотеки описывают авторы добрые или героические поступки. Напиши. Поделись с друзьями списком книг и прочитай книги, которые читали твои друзья.

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________









СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ



Задание 1. Разгадай сканворд. Конец одного слова может быть началом следующего.

Специальная башня, с которой призывают верующих на молитву.
(по дуге) Где построили иудеи Храм Единого Бога?
(по горизонтали) Преграда, отделяющая алтарь, место для икон.
Светильник внутри синагоги.
Специальные сооружения, куда поместили прах Будды.
«Дома собраний» - главные священные здания для иудеев.
Подземные гробницы, места захоронений пострадавших за веру.
Молитвенное здание в исламе.
Самое священное место в христианском храме.
Высокие многоярусные строения, буддийский храм.
Изображение Христа и святых на стенах.
Переносной шатер для молитв у древних евреев.
Христианский храм.
Звонница.
Ниша в мечети всегда обращенная в сторону Мекки.





СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ




Подготовь сообщение о храмах и других священных сооружениях и расскажи о них в классе. Вместе с родителями подготовь презентацию.


Примерные темы для сообщений:
Как люди узнали о храмах древних людей.
Где и когда возникли первые священные сооружения.
Священные сооружения иудеев (или христиан, буддистов, мусульман)
Правила построения священных сооружений.
Какие сочетания существуют со словом «священный».
Где можно встретить священное озеро, священную долину и др.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ




Задание 1. Рассмотри иллюстрации.

На каких иллюстрациях изображены православные орнаменты, а на каких арабские арабески? Чем они отличаются, чем похожи?

12 3 4


5



Задание 2. Нарисуй свой узор (форму выбери самостоятельно).















ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

Задания для работы в классе.


Задание 1.

Рассмотри иллюстрации. Определи, к какой религии относятся эти произведения искусства.
1 23 4

_________________ _______________________ ____________ _____________

Где использовали эти изображения в давние времена? Для чего и где их можно использовать в современном мире?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Попробуй украсить букву или изобразить свои инициалы, используя искусство каллиграфии.









ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

Задания для работы в дома.


Задание 1.

Рассмотри с родителями иллюстрации, и определите, как называются эти предметы и к каким религиям относятся. Напиши, чем они похожи и чем отличаются.


_______________________ ___________________ ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Выполни задание № 3 стр. 38 учебника. Дополни свои слова в таблицу.

Иудаизм
Христианство
Ислам
Буддизм











































ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Если тебе интересно!

Задание 1.

Рассмотри эти иллюстрации статуэток. Как ты думаешь, кто на них изображен?



________________ _________________ _________________ _________________

Попроси родителей найти и проверить правильность твоих ответов.

А вот тебе подсказка:
Хотэй, Будай (яп.
·
·, кит.
·
·
·
·, палл. Будай хэшан), бог счастья, общения, веселья и благополучия один из самых популярных персонажей нэцке. Хотя иногда его называют смеющийся Будда. Его имя переводится как «холщовый мешок». По легенде образ Хотэя был взят с настоящего персонажа, монаха по имени Цецы, который жил в Китае в X веке. Он странствовал с большим холщовым мешком и чётками, и получил прозвище Будай. Там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из семи богов счастья. (иллюстрация 2,3 – Хотэй; 1и 4 – Будда)

Задание 2.

Подумай, почему во многих домах можно встретить статуэтку Хотэя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ




Задание 1.

Рассмотри внимательно символы различных религий. Определи какой символ к какой религии относится. Почему именно этот символ принадлежит определенной религии.


Напиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть и другие символы, узнай о них поподробнее
и расскажи другим ребятам.





ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ




Задание 1.

Завершается учебный год. По твоим учебникам в следующем году будут учиться другие ребята. Они так же как когда-то ты впервые узнают о разных религия много интересного. Напиши письмо и поделись своими впечатлениями о новом предмете: что тебе было интересно и удивительно, ново и непонятно, что тебе запомнилось и понравилось.








































ОТВЕТЫ НА НКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ответы на кроссворд урок 3:



Б
У
Д
Д
И
З
М










У












Д

И




Х
Р
И
С
Т
И
А
Н
С
Т
В
О



Н

Р

И

Л


Б



Д

А

З

А


Р



У

Д

М

М


Я



И

И






Д



З

Ц










М

И












И










Ответы к уроку 5
Скрижали, договор, храм, Вифлеем, ароматическое масло, христианство, Мекка, ангел, Аллах, ислам, буддизм, просветленный, желание, нирвана, самопознание.

Ответы к уроку 12
Минарет, Иерусалим, иконостас, менора, ступа, синагога, катакомба, мечеть, алтарь, пагода, фреска, скиния церковь, колокольня, михраб.

УРОК 1


УРОК 2

Соединять, ритуал, первобытные, национальные, молитва.




УРОК 3

По горизонтали:
Религия, верующие которой поклоняются Будде.
Самая многочисленная мировая религия.
По вертикали:
Религия евреев.
Религия, верующие которой поклоняются Аллаху.
Религия индусов.
Передача от одного поколения другому знаний, взглядов, образов действий, обычаев.
Ритуальные действия.






УРОК 3

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________


УРОК 4


УРОК 5


УРОК 5


УРОК 6


УРОК 7

__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________



УРОК 8


УРОК 9

НЕПОСЛУШАНИЕ

ГРЕХ

ИЗМЕНЕНИЕ

НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ

ГРЕХОПАДЕНИЕ

СПАСЕНИЕ

РАСКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ


УРОК 10


УРОК 11


УРОК 12


УРОК 13


УРОК 14

Где в современном мире можно увидеть узоры православных орнаментов и арабских арабесок:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


УРОК 15


УРОК 15


УРОК 15


УРОК 16




УРОК 17

__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________