Самообразование и самоанализ – один из путей повышения педагогического мастерства учителя

Самообразование и самоанализ – один из путей повышения
педагогического мастерства учителя.

Цель: показать необходимость самообразования в постоянно изменяющихся условиях педагогического труда в связи с эволюцией науки, практики и потребностей общества.
С целью изучения понимания педагогами самообразовательной деятельности, была подготовлена анкета из 3 вопросов:
- что мешает самообразованию
-что даёт самообразование
-как личные достижения учителей сказываются на успехах учащихся.
83% учителей не хватает времени. Некоторые учителя ответили от души: не хватает вдохновения, ничего не мешает, неправильное планирование своего времени
61% учителей видят в самообразовательном процессе только себя. (повышение категории, авторитет учителя, уверенность в себе, всё необходимое для учителя.)
39% учителей не связывают достижения учителя с успехами учащихся, снова видя в этом тандеме только себя. Самый конкретный ответ «личные достижения учителя никак не сказываются на успехах учащихся». И всё же 61% учителей связывают деятельность учителя по самообразованию с достижениями учащихся: У успешного учителя –успешные дети, учитель призёр-ученик призёр!
Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению Луначарского, учитель-человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего Самообразование-это игра не в одни ворота, это обоюдный процесс.
Только личность способна воспитать личность!
Мотивация: Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
- Самообразование – образование, приобретённое вне учебного заведения путём самостоятельной работы.
Энциклопедия
- Самообразование – самостоятельное, поддающееся самоконтролю преобразование личности с целью приобретения более или менее ощутимого, более или менее ясно определённого образца индивидуальности.
Самостоятельное получение профессиональных знаний.
В. Окинский.
Самостоятельное управление развитием собственной личности.
Гессен
Сегодня особенно актуально заниматься самообразованием, которое стало жизненной необходимостью, поскольку этого требуют современные условия социальной жизни, и в связи с появлением идеи Президента страны «непрерывное образование в течение всей жизни». Всякое «учение должно быть самообучением, самообразованием» - образованием самого себя.
Проблема самообразования остаётся в тесной связи с проблемой школы, целями и характером её деятельности, отсюда:
Принципы самообразования:
1 .Комплексный подход, направленность, целеустремлённость.
2 .Связь самообразования с практической деятельностью.
3. Сочетание индивидуального самообразования с работой всего коллектива над проблемой.
4. Добровольный характер самообразования в сочетании с управлением этим процессом.
Задача самообразования – дополнение и корректировка имеющихся по определённому вопросу знаний.
«Всезнание» невозможно, необходим выбор одного предмета (вопроса, темы и т.т.д.) для самообразования, а затем через обогащение его в различных направлениях – создание на его основе собственной системы общих знаний, зависимой от собственных обобщений и интересов.
Самообразование – это всегда повышение общей и профессиональной культуры.
Самообразование – это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта.
С= (ц – Сум – усл - ср).
Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность, когда это становится образом жизни.
Современная дидактика считает самообразование высшим этапом обучения. Но реальная картина несколько другая: умение самостоятельно учиться - это одна сторона процесса самообразования. Наряду с ней важной стороной является желание работать над собой. Это чаще всего утилитарные мотивы, навязанные практическими потребностями современной жизни или профессионального труда.
Методы самообразования:
1.Чтение и изучение литературы
2.Слушание текстов и дискутирование отбор
3.Приобретение знаний из других источников
4.Письменная разработка проблем синтез
5.Участие в культурной жизни (в свободное время)

Главное внимание уделено в них значению отбора и синтезу информации в процессе самообразования.
Элементы самообразования:
1.Определение цели, образца или идеала и сравнение его с собственной возможностью.
2.Рассмотрение условий, необходимых для достижения целей
3.Принятие решения о выборе пути деятельности
4.Реализация поставленных задач самообразования
5.Самоанализ и оценка собственных успехов, а также формулировка выводов о дальнейшей деятельности по самообразованию.
Критерии эффективности самообразовательной работы.
1.Возросший уровень ЗУН и воспитанности учащихся.
2.Информированность учителя о достижениях психолого-педагогической науки.
3.Умения учителя анализировать собственную деятельность, способность к самоанализу.
4.Относительно свободное владение широким спектром различных методов обучения, воспитания и развития.
5.Умение привить учащимся навыки самостоятельной самообразовательной работы.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Процесс самообразования





Процесс овладения знаниями и умениями по теме

Процесс
использования полученных знаний в практической деятельности

Формирование нового опыта








Затрудняет больше всего


Проблема не исчерпывается, а появляется их ещё больше и начинается всё снова.

Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости -корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования. Результатом могут быть и выступления перед коллегами в рамках творческого отчёта, также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, на встречах «круглого стола», «мастер- класса».Большой интерес представляет собой разработки интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов.
Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьёзной самостоятельной работе. Необходимо научить школьников самообучению и самообразованию. Для этого необходимо развивать такие качества ума как: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы т решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно- волевые усилия. кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. на уроках будут отрабатываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников, формироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий
Уровень самообразования влияет на результаты деятельности в целом.























«Мозговая» атака по проблеме: «Самообразование и самоанализ – один из путей повышения педагогического мастерства учителя».
Цель: Развитие динамичности мыслительных процессов, умение сосредоточиться на определённой теме.
1.Формулирование проблемы:
- Тема
-Условия коллективной работы
- Формирование рабочих групп
- Выбор экспертов в каждой группе (разработка критериев оценки, отбор наилучших идей) Время – 5 минут.
2. Тренировочная сессия (разминка)
Время: 8 минут
Цель: помочь максимально освободиться от воздействия психологических барьеров.
-Что такое проблема? (Это нерешённый вопрос)
- ПродолжитьСистема – это (совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, объединённых одной целью)
- Является ли управляемое самообразование самообучением, доказать.
- Каких учителей любят дети? (Итоги анкет) 108 респондентов с 5 по11 класс.
50% детей любят английский язык, т.к. на уроках интересно, учитель развивает, хороший учитель; Математика- интересные задания, думаем, интересная учительница, химия -нравится учитель, делаем опыты, много нового узнаём-8-в. Математика-10,11 классы- увлекательный предмет. 5 класс- математика- умный учитель, каз.яз- интересно.
Дети видят учителя со всех сторон и дают ему оценку:
1.Много задают- математика, казахский язык, русский язык, словесность.
2.Не интересно - биология, каз.яз и л-ра, алгебра, геометрия, физика, естествознание (скучные уроки), история, литература, НВП.
3.Обратить внимание на 7 класс, где начали изучать новые предметы геометрия, физика, химия- детям трудно.
- Докажите: «Творческий учитель -творческий ученик».
2. Поиск решения (основная сессия)
Время: 10 минут
Цель: генерировать идеи по проблеме.
Эксперты записывают лучшие идеи.
Ситуация для решения: Учащиеся выпускного класса просят администрацию школы вернуть прежнего учителя химии, который приучил школьников к серьёзной самостоятельной работе. Из беседы с учащимися ясно, что нынешний учитель передаёт детям только содержание учебника, на вопросы учащихся, связанные с развитием науки в этой области знаний, ответить не может, не умеет прогнозировать результаты работы учащихся и предоставлять им возможность демонстрировать свои самостоятельные наработки в процессе обучения. Выход самостоятельной работы учащихся не организован.
Вопросы для решения:
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Что такое самообразование учителя и как оно связано с умением развивать самообразование учащихся? Докажите.
4.Назовите задачи самообразования.
5.Назовите критерии эффективности самообразования.
6.Когда самообразование достигает оптимального уровня? Доказать.
7.Как завешается самообразовательный процесс?

3. Оценка и отбор лучших идей. Время: 10 минут
Эксперты групп сообщают результаты работы, комиссия оценивает ответы.

4. Сообщение о результатах «мозговой» атаки


- Самообразование – образование, приобретённое вне учебного заведения путём самостоятельной работы.
Энциклопедия
- Самообразование – самостоятельное, поддающееся самоконтролю преобразование личности с целью приобретения более или менее ощутимого, более или менее ясно определённого образца индивидуальности.
- Самостоятельное получение профессиональных знаний.
В. Окинский.
- Самостоятельное управление развитием собственной личности.
Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьёзной самостоятельной работе. Необходимо научить школьников самообучению и самообразованию. Гессен

4.Назовите задачи самообразования.

Задача самообразования – дополнение и корректировка имеющихся по определённому вопросу знаний.

5.Назовите критерии эффективности самообразования.
1.Возросший уровень ЗУН и воспитанности учащихся.
2.Информированность учителя о достижениях психолого-педагогической науки.
3.Умения учителя анализировать собственную деятельность, способность к самоанализу.
4.Относительно свободное владение широким спектром различных методов обучения, воспитания и развития.
5.Умение привить учащимся навыки самостоятельной самообразовательной работы.

6.Когда самообразование достигает оптимального уровня? Доказать.

Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность, когда это становится образом жизни.

7.Как завешается самообразовательный процесс?
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости -корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования. Результатом могут быть и выступления перед коллегами в рамках творческого отчёта, также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, на встречах «круглого стола», «мастер- класса».Большой интерес представляет собой разработки интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов.





Самоанализ урока

Урок был проведён в 9 классе. Это первый урок в системе уроков по изучаемой теме, тема: «Социальные основы литературы».
Цели: 1.показать связь литературы с жизнью, социальными явлениями; 2. развивать умения слышать, выделять главное в различной информации и фиксировать его, активно применять умения сравнивать теоретические факты; творчески применять умения обобщать теоретические факты и делать выводы, развивать умения конкретизировать; 3. воспитание активной жизненной позиции.
Для данного класса цели выполнимы, т.к., в основном, учащиеся в классе имеют развитие выше среднего, но 5 учащихся сильные, именно для них поставлена цель «развивать умения конкретизировать».Развитие умений слышать, а не слушать, важно для умения сравнивать, выделять главное и творчески обобщать факты.
С целью мотивировки и «приближения» далёкого теоретического материала 2 половины 19 века к современности, для изучения данного теоретического, казалось бы, скучного учебного материала использовала связь обучения с жизнью и небольшим жизненным опытом учащихся « Вы вступили в пору юности, когда открывается новый взгляд на жизнь.» и стихотворение, написанное школьниками: «Я ещё ничего не делал, что в историю бы вошло. Я не поднятый парус белый. Я не вскинутое весло». Мотивация способствовала сознательному и активному усвоению знаний.
По типу урок – лекция -диалог усвоения новых знаний, структура урока соответствуют типу урока, этапы продуманы, логически взаимосвязаны. Тип урока целесообразен, так как необходимо изучить объёмный теоретический материал за урок. Это первый урок в системе уроков. Здесь осуществляется внутри предметная связь с литературой 18 и 1 половины 19 века. Целостность и завершённость урока обеспечивались целеполаганием, содержание отобрано, исходя из темы и цели урока, формы, методы, средства и приёмы способствовали достижению цели.
На этапе «Всесторонняя проверка знаний», цель которого была вспомнить этапы освободительной борьбы в России, повторили материал прошлого года о связи литературы с освободительной борьбой в обществе, вспомнили 3 периода освободительного движения в России, учащиеся самостоятельно сделали вывод о неразрывной связи литературы и освободительного движения. Вспомнили жанры русской литературы 18 века, которые будут нужны при изучении новой темы. Обучение направлено на комплексное решение задач.
Этим этапом учащиеся были подготовлены к усвоению нового материала. На этапе «Подготовка к усвоению нового материала» прозвучала обучающая цель для учащихся.
С целью развития связной монологической грамотной литературной речи и развития умений сравнивать, обобщать и конкретизировать этап «Усвоение новых знаний» начат с вопроса для рассуждения учащихся и решения проблемы « Как связать или связаны между собой эпоха 19 в. и наша жизнь?»
В ходе лекции-диалога с целью доступности теоретического материала, а также развития умения слышать, выделять главное в информации и сразу записывать его, учащимся задавались проблемные вопросы, требующие творчески применять умения обобщать и сравнивать теоретические факты. Для прочного усвоения материала, а также конкретного решения проблемы, поставленной в начале урока, организована работа со словарём. Учащиеся должны прочно усвоить литературный термин «отражение типичных явлений», увидеть отражение жизни во всех её проявлениях, корни социальных бедствий и средства их преодоления. Проделанная работа привела учащихся к обобщению, выложенным в табличку:
ЧТО ПОЧЕМУ КАК
(ИМЕЕМ) (так, А НЕ ИНАЧЕ) (СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ)
С целью развития самостоятельности следующее задание по ходу лекции позволило учащимся самостоятельно сравнить жанры литературы 18 и 19 веков, увидеть и сделать вывод, что революционно- демократическая критика борется за общественную активность литературы, увидеть и доказать несостоятельность теории «чистого искусства», а также сделать главный вывод урока и решить проблему урока, что основой литературы является общественная жизнь и социальные явления, происходящие в ней.
На этапе « Проверка первичного усвоения знаний», цель которого «выяснить осмысление изучаемых фактов» через ответы на вопросы, учащиеся показали усвоение основных понятий: революционно- разночинский период, увидели связь русской литературы и освободительного движения, поняли основной метод изображения жизни- критический реализм.
На этапе «Закрепление», цель которого закрепить полученные знания о связи литературы с жизнью, учащиеся показали глубокие знания по пройденной теме, обобщив материал и сделав вывод , что писатели данного периода выражали идеалы, боль и надежды народа. Кроме того, увидели, проанализировав стихотворение Фета, что поэты «чистого искусства» отказывались отображать реальность, что шло в разрез с видением демократов, однако учащиеся затруднились определить стихотворный размер отрывка стихотворения. Причина: во время ВПЗ этот момент учителем был упущен. Учащиеся самостоятельно сумели доказать, выделив в четверостишии А. Церетели назначение поэтов и писателей того периода: «Поэт, не избегай, греми, буди, сверкая..».
Домашнее задание дано вовремя, методика соблюдена, дифференцировано, разобрано, трудностей по выполнению его у учащихся не будет. Повторить стихотворные размеры.
Содержание учебного материала (СУМ) отобрано согласно программе, материал объёмный и трудный для восприятий учащихся, т.к. представляет собой теорию. Мотивация в виде стихотворения позволила «приблизить» материал к учащимся и принять цели урока.
Урок целенаправленный, каждый этап урока имеет задачи, которые позволяют достичь основной цели урока.
Форма урока – лекция-диалог, формы фронтальные, в парах (анализ ст-я Фета).
Методы формирования теоретических знаний соответствовали задачам урока, обеспечивали самостоятельность суждений, активному усвоению материала: словесные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, методы учебной работы под руководством учителя и метод самостоятельной работы.
Средства обучения: слово учителя, учебник, первоисточник Фета.
Задания в виде проблемных вопросов, работа со словарём по ходу лекции- диалога, анализ стихотворения Фета во время закрепления способствовали усвоению новых знаний и развитию у учащихся умения слышать, выделять главное и вести его запись одновременно, активно применять умения сравнивать теоретические факты 18, 19 веков, 19 века и современной жизни; творчески применять умения обобщать теоретические факты, делать выводы по изучаемому материалу и умение конкретизировать позволили учащимся понять тему и достичь цели урока; учебный материал позволил воспитывать у детей активную жизненную позицию. Задания способствовали развитию поисковому и творческому характеру деятельности, также было реализован индивидуальный подход (работа со словарём ).
Подведён итог урока, рефлексия, во время которой выяснилось, что учащиеся затруднений при изучении новой темы не испытали, но забыли стихотворные размеры. Получили задание -повторить дома.
Оценки получили 7 человек из 21, что соответствует норме. Оценки прокомментированы.
Время урока использовано рационально.
Учащиеся активны в ходе всего урока, уровень усвоения новых знаний высокий, учащиеся могут применять знания творчески в новой ситуации.
Цели урока достигнуты.




































Анкета для учащихся.

Какие учителя вам нравятся больше всего и почему?


Вопрос
Ответ

1
На каких уроках вам наиболее интересно? Почему?


2
На каких уроках вы больше всего устаете? Почему?


3
На какие уроки вы ходите с удовольствием? Почему?


4
Уроки каких учителей вы бы с удовольствием прогуляли? Почему?


5
К кому из учителей вы бы обратились за советом? Почему?


6
Домашние задания по каким предметам вы выполняете? Почему?








Анкета для учителей

Что мешает самообразованию?
Что даёт самообразование?
Как личные достижения учителей сказываются на успехах учащихся?




















Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Что такое самообразование учителя и как оно связано с умением развивать самообразование учащихся? Докажите.



Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Назовите задачи самообразования.



Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Назовите критерии эффективности самообразования.



Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Когда самообразование достигает оптимального уровня? Доказать



Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Как завешается самообразовательный процесс?




Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Когда самообразование достигает оптимального уровня? Доказать




Вопросы для решения в группе
1.Правы ли дети в сложившейся ситуации? Почему?
2.Что вы пожелаете учителю в этой ситуации? Почему?
3.Когда самообразование достигает оптимального уровня? Доказать



15