Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.


Кайгородова Елена Фёдоровна,
муниципальное образовательное учреждение
« Уренгойская средняя общеобразовательная школа №1»
учитель начальных классов.
Тема опыта:
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов.


СОДЕРЖАНИЕ
№ п/пСодержание Страница
ИПМ 1 Сведения об авторе 3
ИПМ 2 Условия формирования опыта 3
ИПМ 3 Теоретическая база опыта. 4
ИПМ 4 Актуальность и перспективность опыта. 4-5
ИПМ 5 Новизна опыта. 5
ИПМ 6 Адресность опыта. 5
ИПМ 7 Трудоёмкость опыта. 5
ИПМ 8 Технология опыта. 5 -8
ИПМ 9 Результативность опыта 8
Приложение 8-9
Литература 10

5547360-53340ИПМ 1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кайгородова Елена Фёдоровна, учитель начальных классов.
Образование: Высшее, Шадринский государственный педагогический институт.
Специальность «Педагогика и методика начального образования»,
Квалификация-учитель начальных классов.
Категория: Первая
Педагогический стаж:16 лет.
Дополнительное профессиональное образование(курсы повышения квалификации):
« Решение актуальных проблем начального образования средствами дидактической системы Л.В.Занкова», ТОГИРРО, Тюмень, 2010г.
«ФГОС начального общего образования: содержание, вопросы введения и реализации»,ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» Салехард, 2013г.
« Методика проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) для школьников 1 – 11 классов», Центр интенсивных технологий в образовании и медицине г. Новосибирск, 2015г.
ИПМ 2.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
«Не плакать, не смеяться, а понимать».
Спиноза
Цель: Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Направления работы:
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья;
-коррекционно-развивающая работа способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов.
ИПМ 3.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Научная проблема изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и коррекции их психического состояния, как особое самостоятельное научное направление, сформировалось лишь в конце 60-х годов XX века. Разностороннее изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития, развернувшееся под руководством НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) позволило получить ценные научные данные. Эти данные, а также обобщенные результаты успешно проведенного в ряде городов страны эксперимента по обучению и воспитанию детей этой категории в специальных классах и школах, обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа школы для детей с ЗПР, а позднее и специальных классов для них - классов выравнивания в общеобразовательных школах. Реальностью современной школы стала, с одной стороны, интеграция детей в массовую образовательную среду, а с другой - дифференциация их в особую ученическую общность в условиях этой среды. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения (умственная отсталость, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи) процесс обучения учащихся ведется по индивидуальным программам психолого-педагогического сопровождения. Важно то, что процесс организован таким образом, что помощь мне, как учителю, оказывают учителя-логопеды, психолог, социальный педагог школы.
ИПМ 4
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Известно, что возможность получения качественного образования – одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению его социального статуса и степени его защищенности.
Цель: спланировать и особым образом организовать педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения и развития особого ребёнка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.
Задачи:
-возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
-нормализация и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
-накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
-оказание квалифицированной социальной, медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям в совместном преодолении с педагогом проблем в развитии, общении, поведении;
-умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена.
ИПМ 5
НОВИЗНА ОПЫТА
Составляющие ядро любой познавательной деятельности человека, требует, чтобы коррекционно-развивающие занятия были направлены на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнять основные мыслительные операции с понятиями (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.). В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
ИПМ 6
АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Опыт может быть использован педагогами средних общеобразовательных школ, классными руководителями, руководителями кружков и творческих объединений учащихся, реализующих программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ИПМ 7
ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА
Коррекционная работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы зависит от согласованных действий различных специалистов (педагога, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника) по принятию оптимальных решений для развития личности особого ребенка и успешного его обучения в ситуациях школьного взаимодействия с обычными детьми.
ИПМ 8
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Ведущим принципом своей работы я считаю – сохранение и улучшение здоровья обучающегося. Индивидуально работая со своим учеником, стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов. Я работаю с учащейся, которая начала своё обучение в 2013- 2014 учебном году (1 класс). Обучение осуществляю по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Коррекционную работу со своей ученицей я провожу комплексно, с группой специалистов: логопедом, психологом. Работа всегда направлена на совершенствование зрительно - моторных координаций, ориентировке в пространстве, отработка умения сохранять заданную последовательность, развитие связной речи. Для реализации системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов в своей работе я применяю различные образовательные технологии. Основные из них: Информационно – коммуникационные технологии.
Игровые технологии;
Технологии уроков предметно-практической деятельности;
Проектная деятельность.
Использование при организации образовательного процесса в работе со своей учащейся с ОВЗ информационных технологий значительно повысило интерес к процессу обучения, сделало его более насыщенным и разнообразным. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у обучающихся живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. В процессе занятий с применением компьютера моя ученица учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Используя информационно–коммуникационные технологии провожу виртуально-заочные экскурсии и путешествия, которые способствуют накопление социально-ценностного жизненного опыта, происходит обогащение практической деятельности в различных сферах жизни, а так же коррекция недостатков в психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптация:
Цикл экскурсий « Времена года»
Цикл презентаций по разделу « Ты и твоё здоровье», « Личная гигиена», « Ты в быту: ухаживай за собой сам».
Цикл презентаций и игр по теме « Бытовые предметы дома», и т.д.
С огромным интересом в своей деятельности применяя игровую технологию. Игра главная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Это ведущая деятельность ребенка, направленная на накопление реального опыта и на формирование мышечной памяти. Проведение дидактических игр способствует формированию мышления. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Приведу примеры игр, которые я использую на своих уроках.
Сделай целое.
Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Найди свою игрушку.
Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.
Сделаем книжку.
Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.
На уроках труда, чтения провожу моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.
Угадай, о чем я рассказала. ( «Загадки», «Что случилось» –варианты игры)
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации. 
Подбери узор. ( «Загадочные картинки», «Подбери по контуру», « Лабиринты» - варианты игры).
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения.
Оборудование: карточки и узоры к ним.
Зимние забавы ( « В зоопарке»- вариант игры).
Цель: формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках; формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.
Оборудование: сюжетные картинки.
На первый взгляд, все дидактические игры, задания кажутся простыми, элементарными. Но сколько усилий, умственного труда прикладывает моя ученица, чтобы получился верный результат.
Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО (предметно – практическое обучение). На уроках с применением технологии ППО мы занимаемся различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий моя ученица лучше узнаёт окружающий мир, у неё вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения. Данный вид технологии я использую на всех своих уроках:
математика – моделирование и конструирование цифр, геометрических фигур;
чтение, русский язык – моделирование и конструирование букв, слогов, лепка при работе со словом, соотнесение слово/предмет;
окружающий мир – аппликация, лепка (времена года, мир животных и растений, правильное питание и т.д.);
труд – все виды предметно-практической деятельности: лепка, аппликация, моделирование и конструирование, макетирование и др.
Коррекционно-развивающая работа способствует выбору оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Доброжелательным тоном, словами поддержки стараюсь создавать положительную эмоциональную атмосферу. Учимся, радуемся жизни, творим. В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия. При одновременных занятиях в помещении школы, стараюсь организовать работу в мини – группе, в паре. Здесь: - путешествия по карте, игра с мячом: «Я знаю четыре времени года… 12 месяцев»; создание коллективных мини – проектов по темам « Животные леса», « Числа и цифры», « Растения леса», « Ты и твое здоровье» и т.д. Таким образом, в процессе своей работы я стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно–деятельностного и личностно– ориентированного подходов.
ИПМ №9
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья способствует тому, что общими усилиями нам удаётся удерживать приоритет по обеспечению условий для доступного качественного образования для особых детей. В начальной школе основным результатом образования детей с ОВЗ должно стать исправление и реконструкция индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения и развития особого ребёнка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуальног образовательного  маршрута ( таб.1,2).
Приложение 1
Динамика общей и качественной успеваемости, степени обученности учащихся
за 2013 -2014/2014-2015 ( I и II триместры) уч.г.
год
класс Общая
успеваемость динамика Качественная успеваемость динамика СОУ динамика
I
тр. II
тр. III
тр. год I
тр. II
тр. III
тр. год I
тр. II
тр. III
тр. год 2013/2014 1б Безотметочная система обучения.
2014/2015 2б 100 100 100 100 = 20 20 = 42 42 =
3421380508000-6985393700Приложение2НАШИ УСПЕХИ
ЛИТЕРАТУРА
1.Грановсккая Р.М., Березная И.Я. Запоминание и узнавание фигур.Л.: Изд-во Ленингр. ун –та, 1974.
2.Кумарина Г.Ф. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками: пособие для учителей . М.: 1991
3.Лебединской К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР.: М., 1982
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
5.  Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. М.-Тула: Изд. Ин-та общей и педагогич. психол. АПН, 1993.
6.  Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.
7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., КаплуновичИ.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.
8.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. М., 1999
9. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.