Организация инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы.


Организация инклюзивного образования на базе
МКОУ Шадринская СОШ
- Добрый день уважаемые участники нашего заседания. Меня зовут Бояркина Татьяна Николаевна, я являюсь руководителем Шадринской средней общеобразовательной школы, и сегодня мы хотели бы представить Вам пути решения проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
- Прискорбно осознавать, что с каждым годом, количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ увеличивается, особенно в сельской местности. И наша школа, увы, не исключение. В прошлом учебном году, эта проблема стала для нас острее, как никогда, так как из 19 человек первоклассников, трое, а это (16% от общего количества учеников 1 класса) к концу первого полугодия столкнулись с трудностями в освоении учебной программы. После прохождении Окружной психолого-медико-педагогической комиссии, заключение тоже было не утешительным, у двоих задержка психического развития, у одного – умственная отсталость. И если задержка психического развития поддаётся корректировке, то умственная отсталость весьма редко. Так в течение всего года были выявлены ещё 6 человек. Итого мы получили 3 человека из основной школы, и 6 человек – в начальной школе.
- Перед нами встала трудная задача: это убедить родителей перевести своих детей на обучение в Байкаловскую коррекционную школу. По закону это можно сделать только с согласия родителей. Ну, какой родитель захочет отпустить своего малыша, да ещё особенно из начальной школы. Ведь для каждой мамы свой ребёнок самый-самый, и каждый ребёнок хочет жить со своими родителями. И если троих мы убедили, то оставшиеся родители 6 человек, категорически отказались. В итоге, мы получили ситуацию, как говорят, куда не кинь везде – клин. Дети – в слезах, не хотят никуда ехать. Мамы – в расстройстве, педагогическое сообщество в растерянности, как обучать таких ребят, как они в дальнейшем будут сдавать экзамены, в конце концов дети просто могут остаться без документов об образовании. Знакома вам такая ситуация?
- Ведь исходя из Указа Президента РФ В.В.Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» «в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключённость и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество» должен быть какой-то выход из сложившейся ситуации. И он нашёлся... Организация инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы. Звучит красиво, но непонятно. В нашем районе такого нет, и в летние каникулы мы поехали перенимать опыт школ из соседнего Слободо-Туринского района. Там, на курсах повышения квалификации по инклюзивному образованию, мы и познакомились с этим термином.
- Инклюзия /интеграция (с англ. включение) - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью индивидуальной образовательной программы, которая учитывает его потребности и способности, а также специальные условия и поддержку, необходимые ученику, родителям и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование базируется на ряде основных принципов:
- Каждый человек – ценность, не зависимо от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение, на поддержку, дружбу, реальные взаимоотношения не только со стороны взрослых, но и сверстников.
- По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. - Инклюзивное образование даёт возможность детям с ОВЗ и детям-инвалидам получатьобразование со сверстниками в привычной и комфортной для них окружающей обстановке, что позволит им успешно адаптироваться в социуме, полноценно участвовать в жизни общества, эффективно самореализоваться в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
- Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с особыми образовательными потребностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей велось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Это привело к тому что, юноши и девушки, получившие образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. Это ведет к углублению неравенства людей. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
У детей-нормы и их родителей формируется толерантное отношению к таким особым детям. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
- Существует несколько моделей инклюзивного (интегрированного) образования.
1.Постоянная полная интеграция. (Полная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.) ЗПР
2.Дозированная интеграция:
(Постоянная частичная интеграция; может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.
в тех массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии.)
Временная и частичная интеграция (воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера)
3.Эпизодическая интеграция (Ориентирована на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками) Наша школа определила для себя постоянную частичную интеграцию, когда на основные предметы дети с ОВЗ будут ходить к педагогу-координатору (тьютор), а на предметы второстепенной важности: ИЗО, музыка, физ-ра, технология будут возвращаться в свой класс, также совместно с детьми-нормы будут посещать курсы по внеурочной деятельности, классные и общешкольные мероприятия.
- Существует ряд условий организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). в нашей школе пока детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нет, поэтому будут оборудоваться по необходимости.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. В школе создан ПМП консилиум: медицинский работник школы, педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, тьютор, классный руководитель/педагог-предметник.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы. На данный момент педагоги нашей школы, принимающие участие в работе ПМПк все поступили на программы по проф переподготовки, в осенние каникулы на базе нашего ОУ состоятся курсы повышения квалификации по теме «Инклюзивное образование», где мы будем рады принять коллег всего нашего района.
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
- Но хотелось бы ещё остановиться на ряде барьеров, связанных с внедрением инклюзивного образования:
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
- Архитектурная недоступность школ, учреждений. (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов школьная среда (включая транспорт). Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
- Хочется прочесть слова вот такого ребёнка с ОВЗ.
Мы не такие как всеЧиновник скажет – ограниченные,А мы называем себя – особыми. Людьми с явно выраженными отличиями.Пусть мы не такие и пусть нам жить непросто,Имеем мы право на счастье, поддержку?Да. Мы инвалиды. Но это не значит,Что нет у нас души или нет сердца.
- Мы предлагаем взглянуть со стороны на ситуацию на уроке в обычной школе. Как себя чувствует особый ребёнок, как к нему относится классный коллектив.
МУЛЬТИК
- Инклюзивные школы, это школы где дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
- Мы ещё и сами не знаем как нам удастся воплотить новый проект не только для нашей школы и района., но и области. Подозреваем, что много подводных камней нас ждёт, но уже сейчас нас вдохновляют радостные лица родителей детей с ОВЗ, которым не нужно расставаться с детьми, потому что их ребёнок не будет учиться в спецшколе, а будет посещать уроки со своими друзьями, но только по особой программе. И мы верим, что мы движемся в правильном направлении, а насколько удачно – покажет время! Спасибо за внимание!