ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ «МИР ПРОФЕССИЙ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ» 9 класс


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ «МИР ПРОФЕССИЙ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИзменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Мир профессий». В процессе его изучения учащиеся 9 класса получают достаточно полную информацию о существующих в современном мире профессиях - от индустриальных до артистических, об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной среды. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда поможет курс «Профессиональная ориентация».
Цели курсов:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
воспитывать уважение к рабочему человеку;
сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах.
Методические рекомендации.В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учебные заведения.
В процессе преподавания курса будут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, "круглый стол", индивидуальные и групповые беседы; демонстрация видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт
работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно-тематическим планом предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: "человек — человек", "человек — техника", "человек — природа", "человек — знаковая система", "человек — художественный образ". Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям — технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.). Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.Способы оценивания результатов.Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Работа учащихся оценивается после прохождения каждого курса и разработки проектов. Максимальный балл оценивания проектов 3 балла.
Содержание программы элективного курса «Мир профессий» 9 класс 12 часов, учебник технология 9 класс под редакцией В. Д. Симоненко
Профессия и карьера (1ч.) Профессиональная деятельность. Карьера, вертикальная и горизонтальная карьера. Уровень притязаний. Призвание. Примерный план профессионального роста.
Технологии индустриального производства (1ч.) Индустриальное производство. Машиностроение. Виды машин. Таблица профессий индустриальных производств.
Технологии агропромышленного производства (1ч.)
Агропромышленный комплекс. Земледелие, животноводство. Технологии АПК. Фермерское хозяйство, сельское хозяйство. Встреча со специалистами ЗАО имени Тельмана.
Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности (1ч.) Легкая, пищевая, текстильная, швейная промышленность. Таблица профессий. Практическая работа.
Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании (1ч.).
Торговля, универсам, торговый комплекс, склад-магазин.
Предприятия общественного питания, ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная. Практическая работа.
Арттехнологии (1ч.).
Изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Музыка, хореография, театр, кино, телевидение. Художественная литература. Решение кроссворда по теме.. -
Универсальные перспективные технологии (1ч.).
Лазерная технология, волоконная оптика, электроннолучевая технология. Вычислительная техника. Плазменные технологии.
Профессиональная деятельность в социальной сфере (1ч.).
Социальная сфера, социальные потребности, социальная политика. Разработка социального проекта.
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности (1ч.). Предприниматель. Индивидуальное и коллективное предпринимательство. Устав, учредительный договор, контракт. Бизнес-план.
Технология управленческой деятельности (1ч.).
Управление. Менеджмент, менеджер, функции управления. Управленческая информация, цель и задачи управления, методы управления. Управленческие решения. Принципы управления. Решение кроссворда по теме.
Образовательная карта района (1ч.).
Общеобразовательные учреждения района, учреждения дополнительного образования, другие образовательные учреждения - НПО,СПО.МУК и др. Проектная разработка маршрутов получения образования.
12.Знакомство с образовательными учреждениями района (1ч.)
Экскурсии в образовательные учреждения района
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Мир профессий» 9 класс 12 часов
Учебник технология в 9 классе под редакцией В. Д. Симоненко
№ п/п Тема урока Дата план Дата факт
1. Профессия и карьера 2. Технологии индустриального производства 3. Технологии агропромышленного производства 4. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности 5. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании 6. Арттехнологии 7. Универсальные перспективные технологии 8. Профессиональная деятельность в социальной сфере 9. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности 10. Технология управленческой деятельности 11. Образовательная карта района 12. Знакомство с образовательными учреждениями района Всего 12 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ» 9 класс 14 часов
Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности (2 ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1).
3. Способности, условия их проявления и развития (2 ч)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.
4. Природные свойства нервной системы (1 ч)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Кооса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена).
6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
7. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (1 ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии (1 ч)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
9. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (1ч)
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство.
Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
10. Профессиональная проба (2 ч)
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПТ). Творческий проект по профессиональному самоопределению «Мой профессиональный выбор»
Календарно – тематический план элективного курса «Профессиональное ориентация» 9 класс 14 часов
Учебник технология 9 класс под редакцией В. Д Симоненко
№ п/п Тема Дата план Дата факт
1 Внутренний мир человека и система представлений о себе 2 Внутренний мир человека и система представлений о себе( пр. работа) 3 Профессиональные интересы и склонности 4 Профессиональные интересы и склонности (пр. работа) 5 Способности, условия их проявления и развития 6 Способности, условия их проявления и развития (пр. работа) 7 Природные свойства нервной системы 8 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности 9 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в проф. самоопределении 10 Профессиональные и жизненные планы Профессиональная пригодность 11 Здоровье и выбор профессии 12 Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности 13 Профессиональная проба. 14 Творческий проект по профессиональному самоопределению. Всего 14часов
Список методической литературы. 1. Технология. Учебник для учащихся 9 класса. В.Д.Симоненко. 2005.
Технология 9 класс. Методическое пособие для учителя. В.Д.Симоненко. 2007.
Технология. Программы начального и основного общего образования. В.Д.Симоненко, М.В.Хохлова, П.С.Самородский. 2007.
Предпрофильная подготовка в 9 классе основной школы (методические рекомендации) Н.Ф.Бодрова, Т.А.Козлова. ВОИПКРО 2004.
Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» 9 класс А. Н. Бобровская Волгоград