Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК Планета Знаний


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Скородумовская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Скородумовская СОШ)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Скородумовской СОШ
____________________Л. И. КурдюмоваПриказ от «____» ____________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________математике_____________________________________
Уровень общего образования (класс)
____________начальное общее,__3а класс__________________________
Количество часов _______136_______
Учитель _Ивницкая Марина Викторовна________________________

Программа разработана на основе авторской программы
М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой «Математика»
(УМК «Планета Знаний»). Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2013.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в примерной (базисной) программе курса математики.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Устав МБОУ Скородумовской СОШ;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Учебный план МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Примерная программа (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
Авторская программа  курса «Математика» 1-4 классы М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2013.
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Курс «Математика» направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Учебные цели:
формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие цели:
1. развитие пространственных представлений обучающихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные цели:
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Средствами предмета «Математика» прививаются коммуникативные навыки при работе в парах и группах (проектная деятельность); осуществляется сотрудничество при выполнении заданий; формируются также навыки контроля и самоконтроля: пошаговый и итоговый контроль с использованием разнообразных приемов; учащиеся учатся моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участвуют в проектной деятельности; выявляют зависимости между величинами, устанавливают аналогии и использую наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; учатся ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Работа в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.
Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений. Задания по математике способствуют формированию способностей к выделению су-щественных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.
Включение обучающихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Право выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выходу детей в собственную деятельность.
Данный курс носит интегрированный характер. Особое внимание уделяется работе с научно-популярными текстами в рамках курса «Математика» (развороты истории). Научно-популярные тексты, включенные в учебники, соответствуют уровню изложения в детских энциклопедиях и готовят учащихся к самостоятельной работе с энциклопедической литературой, необходимой как для учебных целей, так и для проектной деятельности. Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю в 3 классе. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 136 часов.
Количество часов по школьному учебному плану – 4 часа в неделю,
136 часов в год
Количество часов по авторской программе– 4 часа в неделю, 136 часов в год;
Количество часов по рабочей программе – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В курсе «Математика» задания четко разделяются на инвариативную и вариативную часть. Примерные результаты области «Обучающийся научится» реализуются в инвариативной части учебника. Задания вариативной части формируют -метапредметные умения, а также примерные результаты области «Обучающийся получит возможность научиться».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1ч 2ч 3ч 4ч Итого
Контрольная работа 2 2 2 2 8
Контрольный устный счёт 1 1 1 1 4
Проверочная работа 1 2 3
Тестирование 1 1 2 4
Проект 1 1 1 1 4
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика
основных содержательных линий
Числа и величины (15 ч.)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч.)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч.)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15 ч.)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч.)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Основные виды учебной деятельности
Числа от 100 до 10 000
Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа.
Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые.
Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава.
Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка.
Составлять краткую запись условия задачи.
Ориентироваться в нумерации страниц книги.
Использовать знание разрядного состава трёхзначных чисел при денежных расчётах.
Прогнозировать результаты вычислений.
Распределять работу при выполнении заданий в паре.
Пользоваться справочными материалами учебника.
Выполнять: табличное умножение и деление чисел; умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным);
устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (простые случаи).
Вычислять значение выражения в 2–3 действия.
Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, на разностное сравнение; нахождение произведения, деления на части и по содержанию. Составлять краткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче.Проводить вычисления по аналогии.
Ориентироваться в рисунке схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия.
Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9; делать выводы; использовать их при вычислениях.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Давать качественную оценку ответа к задаче («Сможет ли…?», «Хватит ли…?»)
Использовать решето Эратосфена для нахождения простых чисел.
Находить нужную информацию в именном указателе в конце учебника.
Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка и т.д.).
Распределять работу при выполнении заданий в паре.
Пользоваться справочными материалами учебника.
Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника.Измерять длину отрезков. Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону.
Определять площадь прямоугольного треугольника.
Различать кратное и разностное сравнение.Вычислять значение выражения в 2–3
действия. Определять объём фигуры в единичных кубиках.
Решать задачи на разностное и кратное сравнение; задачи в 2 действия.
Находить ось симметрии фигуры, симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии. Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу.
Моделировать задачи на разностное и кратное сравнение.
Моделировать фигуры заданного объёма из кубиков.
Ориентироваться в рисунке-схеме, в условных обозначениях. Соотносить реальные размеры объекта и его размеры на схеме.
Чертить план по заданному алгоритму. Решать нестандартные задачи по выбору.
Математические законы и правила вычислений
Выполнять устно: сложение трёхзначных чисел по разрядам без перехода через разряд; сложение двузначных чисел с переходом через сотню;
сложение и вычитание разрядных слагаемых с переходом через разряд;
Вычислять и сравнивать значения выражений.
Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом.
Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель.
Решать задачи в 2–3 действия: с инверсией условия (косвенная формулировка); наразностное и кратное сравнение, на все арифметические действия. Составлять
краткую запись условия задачи. Наблюдать за свойствами умножения на10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии.
Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа).
Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Выполнять вычисления устно.
Умножать и делить двузначное число на однозначное (в пределах 100).
Вычислять значение выражения разными способами (по порядку действий, используя распределительное свойство умножения/деления).
Вычислять периметр прямоугольника разными способами.
Решать задачи разными способами. `Определять стоимость покупки.
Составлять выражение для решения задачи.
Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях.
Проводить вычисления по аналогии.
Контролировать выполнение вычислений, находить ошибки и исправлять их.
Анализировать выражение и выбирать подходящий способ вычисления.
Исследовать свойство умножения на число 0.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Давать качественную оценку ответа к задаче («Можно ли купить?» и т.д.).
Прогнозировать результат вычислений.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.
Сравнивать длительность событий, длину пути.
Решать задачи, содержащие единицы времени.
Вычислять значение выражения в 2–3действия.
Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути.
Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.
Соотносить время суток и показания часов.
Определять длительность событий, соотносить длительность событий и показания часов.
Ориентироваться в календаре.
Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу.
Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута. Моделировать взаимное положение объектов и направление движения на числовом луче. Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина,самолёт, птица).
Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения.
Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. Узнавать новое об истории календаря. Решать нестандартные задачи по выбору. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Измерение времени»:
подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; проводить
исследование точности часов разного вида. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради.
Письменные алгоритмы сложения и вычитания
Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд.
Правильно использовать в речи названия числовых выражений и компонентов арифметических действий. Составлять выражения по описанию.
Соотносить условие задачи с арифметическим выражением.
Решать задачи в 3–4 действия на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка; определение длины пройденного пути, стоимости покупки.
Составлять выражение для решения задачи.
Находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.
Узнавать новое о правилах игры в шахматы. Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов. Выбирать маршрут передвижения, основываясь на предложенной информации. Строить дерево вариантов и подсчитывать число возможных вариантов маршрута.
Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.
Отображать табличные данные на столбчатой диаграмме. Выбирать способ вычисления, соответствующий чертежу, схеме. Узнавать новые сведения из истории математики Вычислять площадь многоугольника, разбивая его на прямоугольники.
Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нём скобок. Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом).
Обосновывать с помощью логических рассуждений правила нахождения неизвестного компонента сложения, вычитания. Использовать схемы для решения задач.
Восстанавливать задачи по табличным данным.
Сотрудничать с товарищами при взаимопроверке выполнения заданий.
Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд.
Вычислять значение выражения в 2–3 действия разными способами (по порядку действий, используя правила вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа).
Выбирать подходящий способ вычислений.
Выполнять сложение и вычитание именованных чисел.
Решать задачи разными способами.
Определять начало, конец и длительность событий.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Прогнозировать результат вычитания
(определять последнюю цифру разности).
Контролировать правильность вычислений, решения уравнений.
Моделировать условия задач: составлять схему покупки; отображать временные промежутки на отрезке числового луча.
Исследовать возможность проведения вычислений разными способами.
Ориентироваться в ситуации купли-продажи, считать сдачу, проверять чеки.
Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст).
Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.
Сотрудничать с товарищами, обсуждая, проверяя и сравнивая варианты выполнения задания.
Узнавать новое о важных изобретениях, жизни замечательных людей.
Решать нестандартные задачи по выбору.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Что такое масса»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; исследовать зависимость силы притяжения от массы предмета. Планировать свою деятельность сопорой на шаблон в рабочей тетради.
Письменные алгоритмы умножения и деления
Выполнять письменное умножение на однозначное число.
Вычислять значение выражения в 2–3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений.
Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения; определение длины
пути, времени и скорости движения; определения стоимости покупки
Выполнять умножение именованных чисел. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, ёмкости. Вычислять площадь прямоугольника.
Выполнять вычисления по аналогии.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Прогнозировать результат умножения чисел.
Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их.
Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.
Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений.
Узнавать новое о системах счисления.
Расшифровывать записи и выполнять вычисления.
Пользоваться справочными материалами учебника.
Находить неизвестный множитель.
Определять цену товара, количество купленного товара. Подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Делить числа с остатком.
Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения.
Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара.
Контролировать правильность вычислений.
Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус. Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля. Соотносить части геометрической фигуры и доли числа.
Читать и записывать доли числа. Находить долю числа.
Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле.
Вычислять значение выражения в 2–3 действия.
Находить неизвестное число в равенстве.
Выполнять устные и письменные вычисления.
Использовать чертёжные инструменты.
Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле.
Осваивать слова, обозначающие доли числа.
Оценивать результат деления (долю числа).
Формы организации учебной деятельности
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок – путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений, самостоятельная работа, урок - математический тренажёр.
Типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления знаний;
- урок закрепления новых знаний и выработка умений;
- урок комплексного использования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и контроля знаний;
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.

Календарно – тематическое планирование
№ Дата проведения урока Тема урока Кол-во часов
по плану по
факту ЧИСЛА ОТ 100 ДО 10 000
Сложение и вычитание (10ч)
1 Считаем до тысячи 1
2 Разрядные слагаемые 1
3 Складываем и вычитаем по разрядам 1
4 Меняем одну цифру 1
5 Переходим через десяток 1
6 Складываем и вычитаем десятки 1
7 Входная контрольная работа 1
8 Анализ ошибок. Коррекция. Математический тренажер 1
9 Вычисляем по разрядам 1
10 Решение задач 1
Умножение и деление (12ч.)
11 Умножаем и делим на 2. 1
12 Умножаем и делим на 4 1
13 Умножаем и делим на 3.Контрольный устный счет 1
14 Умножаем на 6 1
15 Умножаем на 5 1
16 Умножаем на 7 1
17 Умножаем на 8 и на 9 1
18 Повторяем таблицу умножения 1
19 Решаем задачи, вычисляем, сравниваем 1
20 Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» 1
21 Урок проектов. Инструктаж по проектной деятельности 1
22 Проверочная работа по теме «Умножение и деление» 1
Числа и фигуры (12 ч.)
23 Периметр многоугольника 1
24 Единицы длины 1
25 Дециметр 1
26 Вычисляем площадь 1
27 Увеличиваем и уменьшаем фигуры 1
28 Строим фигуры из кубиков 1
29 Проектируем сад 1
30 О симметрии. Разворот истории 1
31 Закрепление изученного по теме «Числа и фигуры» 1
32 Логические задачи. Играем с Кенгуру* 1
33 Контрольная работа за первую четверть 1
34 Анализ, коррекция ошибок. Повторение по теме «Числа и фигуры» 1
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЙ
Математические законы (19 ч. )35 Переставляем слагаемые 1
36 Переставляем множители 1
37 Складываем и вычитаем 1
38 Умножаем и делим 1
39 Группируем слагаемые 1
40 Умножаем и делим на 10, 100, 1000 1
41 Группируем множители 1
42 Проверочная тестовая работа по теме «Математические законы» 1
43 Анализ, коррекция ошибок. Математический тренажер 1
44 Умножаем сумму 1
45 Умножаем и складываем 1
46 Делим сумму. Контрольный устный счет 1
47 Повторяем все правила 1
48 Используем правила вычислений. 1
49 Размышляем о нуле. 1
50 Контрольная работа по теме «Математические законы» 1
51 Идем за покупками. Анализ ошибок.
Коррекция. 1
52 Математический тренажёр 1
53 Урок проектов 1
Числа и величины (9 ч.)
54 Измеряем время 1
55 Минуты в часы — и обратно 1
56 Сутки, месяц, год 1
57 Вычисляем длину пути 1
58 Рисуем схемы движения 1
59 Скорость 1
60 Исследуем зависимость 1
61 Математический тренажёр 1
62 Контрольная работа за вторую четверть 1
ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
Выражения и равенства (7 ч. )63 Как составляют выражения.
Анализ и коррекция ошибок. 1
64 Вычисляем значение выражения 1
65 Неизвестное число в равенстве 1
66 Преобразуем выражения 1
67 Решаем задачи 1
68 Проверочная тестовая работа по теме «Значение выражений» 1
69 Закрепление изученного по теме «Значение выражений» Математический тренажер 1
Складываем с переходом через разряд (8 ч. )70 Что такое масса? 1
71 Записываем сложение в столбик 1
72 Встречаем сложение чисел на практике 1
73 Перепись населения 1
74 По дорогам России 1
75 Закрепление изученного по теме «Складываем с переходом через разряд» 1
76 Проверочная работа по теме «Складываем с переходом через разряд» 1
77 Урок проектов 1
Математика на клетчатой бумаге (8 ч.)
78 Играем в шахматы 1
79 Путешествуем по городам Европы 1
80 Работаем с таблицами и схемами. 1
81 Решаем задачи на клетчатой бумаге
Контрольный устный счёт 1
82 Площадь квадрата 1
83 Проверочная работа по теме «Математика на клетчатой бумаге» 1
84 Анализ ошибок, коррекция. Повторение по теме «Математика на клетчатой бумаге» 1
85 Разворот истории*. Рене Декарт. Декартова система координат 1
Вычитаем числа (9ч.)
86 Вспоминаем, что мы умеем 1
87 Записываем вычитание в столбик 1
88 Считаем сдачу 1
89 По железной дороге 1
90 Как вычесть сумму из числа 1
91 Знаменательные даты 1
92 Подводим итоги 1
93 Контрольная работа по теме «Письменные алгоритмы сложения и вычитания» 1
94 Анализ ошибок, коррекция. Математический тренажер 1
ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Умножаем на однозначное число (8 ч.)
95 Записываем умножение в столбик 1
96 Откуда берутся нули? 1
97 Считаем устно и письменно 1
98 Пять пишем, три в уме 1
99 Вычисляем массу 1
100 Измеряем емкости 1
101 Контрольная работа за третью четверть 1
102 Анализ ошибок, коррекция Математический тренажёр 1
Делим на однозначное число (15 ч.)
103 Вспоминаем, что мы знаем и умеем. Анализ ошибок, коррекция. 1
104 Делится — не делится 1
105 Подбираем наибольшее произведение 1
106 Что в остатке? 1
107 Записываем деление уголком 1
108 Продолжаем осваивать деление 1
109 Закрепление изученного по теме «Делим на однозначное число» 1
110 Находим неизвестное 1
111 Проверочная тестовая
работа по теме «Делим на однозначное число» 1
112 Делим на круглое число 1
113 Собираемся в путешествие 1
114 Учимся находить ошибки 1
115 Проверяем результаты деления 1
116 Контрольная работа по теме «Письменные алгоритмы умножения и деления» 1
117 Анализ ошибок, коррекция. Математический тренажёр 1
Делим на части (7 ч. )118 Окружность и круг 1
119 Делим на равные части 1
120 Рисуем схемы и делим числа 1
121 Вычисляем доли 1
122 Рисуем схемы и решаем задачи 1
123 Проверочная тестовая работа по темам года 1
124 Анализ ошибок, коррекция. Математический тренажёр 1
Повторение (12 ч.)
125 Полет на Луну 1
126 Ворота Мории Контрольный устный счет 1
127 Золотое руно 1
128 Возвращение аргонавтов. 1
129 Повторение по теме «Разрядный состав многозначных чисел». 1
130 Повторение и обобщение по теме «Арифметические действия с многозначными числами» 1
131 Промежуточная аттестация. Контрольная работа. 1
132 Анализ ошибок, коррекция. Математический тренажёр. Повторение и обобщение по теме «Геометрические фигуры и величины» 1
133
134
135
136 Повторение и обобщение по теме «Числа и величины». Защита проектов. 4
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по математике.
У третьеклассников будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки.
У третьеклассников могут быть сформированы:
способность оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Метапредметные результаты освоения программы по математике включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приемы приближенных вычислений, оценка результата).
Познавательные универсальные учебные действияОбучающиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям, достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
использовать обобщенные способы решения текстовых задач;
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение; объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по математикеТретьеклассники научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число в случаях, легко сводимых к табличным;
выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правило умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000; деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
решать текстовые задачи в 2 действия;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век);сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в различных единицах измерения;
называть и различать компоненты арифметических действий;
восстанавливать пропущенные числа в равенствах;
находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий;
формулировать вопрос задачи в соответствии с условием;
дополнять краткую запись условия числовыми данными;
записывать решение задачи разными способами;
вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата);
определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
различать простые виды многоугольников, знать их названия и свойства;
различать виды углов, чертить прямой угол с помощью угольника;
различать виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные);
различать круг и окружность, чертить окружность с помощью циркуля.
Третьеклассники получат возможность научиться:
определять признаки делимости на 3, 4, 6, 9;
называть единицы массы (тонна, миллиграмм), объема (кубический метр, кубический сантиметр, кубический километр);
находить долю числа и число по доле;
выполнять умножение и деление круглых чисел:
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом;
решать текстовые задачи в 3-4 действия.
Критерии оценки учебной деятельности обучающихсяКритерии оценивания.
Система оценки предметных достижений обучающихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений обучающихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение обучающимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Обучающийся научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень Отметка Комментарий
Материал не усвоен «2» (неудовлетворительно) Обучающийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно.
Минимальный уровень «3» (удовлетворительно) Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочетами либо с привлечением сторонней помощи.
«4» (хорошо) Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок.
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) «4+» (очень хорошо) Выполнение задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат.
«5» (отлично) Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно.
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5+» (превосходно) Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок.
Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Проверяем, чему мы научились», «Математический тренажер», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста. В рабочих тетрадях предусмотрены страницы «Самостоятельная работа», «Контрольная работа», «Математический тренажер». Задания для самостоятельных работ в рабочей тетради дифференцированы по уровням сложности и обычно представлены в 4 вариантах.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает содержание проверочной работы самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается, отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), проверочный устный счет (для проверки устных вычислительных навыков разделу), затем письменная проверочная работа (для выявления умения применять полученные знания при самостоятельном решении учебных задач).
Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.
С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов,
которые обучающийся обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также страницы с занимательными заданиями «Разворот истории», «Проекты».
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио обучающегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, результаты предметных олимпиад, викторин и конкурсов, работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений обучающихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются письменные контрольные работы в стандартной форме либо в форме тестирования.
Входная диагностика позволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по повторению изученного в первом классе. Работа не оценивается баллами для учащихся, но анализируется учителем. В зависимости от того, с какими заданиями не справилось большинство учеников, учитель корректирует дальнейшую работу по более глубокой отработке данных тем.
Проверочная работа - вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.
Контрольная работа дается после изучения большой темы (для выявления уровня сформированности вычислительных навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода.
Критерии оценки самостоятельных письменных работ учащихся по математике
Вид работы «5»
(отлично) «4»
(хорошо) «3»
(удовлетвори-тельно)«2»
(неудовлетвори-тельно)Комбиниро
ванная
письменная
контрольная
работа Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах1-2 ошибки в вычислениях 3-5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи Более 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи и 1 ошибка в вычислениях
Проверочная работа, состоящая из заданий одного вида Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) Верное решение не менее 80 процентов заданий Верное решение не менее 60 процентов заданий Верное решение менее 60 процентов заданий
Контрольный устный счёт Выполнение без ошибок 1 ошибка 2 ошибки Более 2 ошибок
Тестирование Выполнение работы без ошибок Верное решение не менее 80 процентов заданий Верное решение не менее 60 процентов заданий Верное решение менее 60 процентов заданий
Тестирование с разноуровневыми заданиями Выполнение всех заданий без ошибок Верное выполнение заданий минимального и программного уровня Верное выполнение заданий минимального уровня 1 и более ошибок в заданиях минимального уровня
В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с обучающимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения обучающимся данный вид деятельности.
материально-техническое оснащение учебного предмета
Учебные пособия:
•справочники, энциклопедии.
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения:
карточки с заданиями по математике для 3 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки);
таблицы: «Меры длины», «Компоненты сложения», «Компоненты вычитания», «Компоненты умножения», «Компоненты деления» «Действия с числом нуль», «Таблица умножения», «Единицы времени», «Единицы длины», «Геометрические фигуры», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника» и т.д. в соответствии с основными темами программы обучения;•перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями умножения и деления;
Учебно-практическое оборудование:
Метр
Угольник демонстрационный
Циркуль
Транспортир
Часы демонстрационные
Объекты (предметы), предназначенные для счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.Комплект динамических раздаточных пособий: веера, шнуровка, резинка.
Технические средства обучения
Компьютер, ноутбуки
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор.
Принтер
Телевизор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Электронно-программное обеспечение:
DVD-диски с дидактическими играми по математике;
презентации по математике.
Литература:
для обучающихся:
1) Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: ACT, Астрель, 2013.
2) Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 3 класс. Рабочие тетради № 1,2. — М.: ACT, Астрель, 2015.
3) Нефёдова М.Г. Математика: тесты и самостоятельные работы для текущего контроля: 3 класс. Москва АСТ: Астрель, 2014.
для учителя:
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).
3. Программа  курса «Математика» 1-4 классы М.И. Башмаков,
М.Г. НефёдоваУМК «Планета знаний» АСТ: Астрель; Москва:  2013.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – 2-е изд., дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
5. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний/ Авт.-сост.: Л.Ю. Плахотник – М.: Планета, 2013. (Образовательный стандарт)
«Рекомендовать рабочую СОГЛАСОВАНО
программу к утверждению» Заместитель директора по УР
Протокол заседания Педагогического совета _________ О.А.Колесникова
от _________ 20 __ года № ___ (подпись)
__________________
(дата)