Экзаменационная контрольная работа по русскому языку 8 класс


Экзаменационная контрольная работа 2017 г. Русский язык. 8 класс, вариант1
(по материалам ФИПИ)
Место для штампа ОО
Экзаменационная контрольная работа
по русскому языку
за курс 8 класса по УМК А.Д. ШмелёваРегион Город Школа Класс Фамилия, имя, отчество Вариант 1.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
2017 год
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
(1)Солнце с..дилось. (2)Вокруг пахло вечерней пр..хладой. (3)Птицы зам..лчали уступив место нашему герою. (4)Он вск..рабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светл..ч..к – маленькая букаш..чка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: пр..красную картину заката красивое небо зелёное море травы серебря(н/нн)ые слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были (не)богатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восх..щались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светл..ч..к не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличи.. от панцирей всех остальных светл..чков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а перел..вался всеми цветами радуги, как гранё(н/нн)ый бри…иант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светл..чком, который бл..стит, как бри..иант, то другой конечно решит во что бы то н.. стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.
(11)Однажды светл..чок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве повернув голову к заходящ..му солнцу. (Притча)*
* Притча – это небольшой поучительный рассказ.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хотели дружить со светлячком?»
    1)  Светлячок пел о любви к жизни, и это доставляло всем удовольствие.
    2)  Окружающих восхищали хорошие вокальные данные светлячка.
    3)  Окружающих привлекала красота панциря светлячка.
    4)  Окружающие ценили талант светлячка красочно описывать окружающую природу.
Ответ:
3.Укажите ошибочное суждение.
    1)  В слове БЕЗЖАЛОСТНО буква Т обозначает непроизносимый звук.
    2)  В слове ПАНЦИРЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
    3)  В слове ВОКРУГ буква Г обозначает звук [к].
    4)  В слове ТЕПЕРЬ букв больше, чем звуков.
Ответ:
4. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А стоит только одному сказать,(1) что он знаком с чудесным светлячком,(2) который блестит,(3) как бриллиант,(4) то другой,(5) конечно,(6) решит во что бы то ни стало стать его другом,(7) за ним третий,(8) четвёртый и так далее,(9) а зачем – никто не знает,(10) просто так повелось.
Ответ:
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
    1)  Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
    2)  Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
    3)  Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
    4)  Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.
Ответ:
6.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «картина» (предложение 5).
    1)  изображение
    2)  вид
    3)  портрет
    4)  полотно
Ответ:
7.Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ:
8.Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных -АН-, _ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».
 
Ответ:
9.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1)  удивился
    2)  переливался
    3)  блестит
    4)  тяжело
Ответ:
10.Замените словосочетание «вечерней прохладой» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
Кодификатор
1.1. Применять правила правописания (в объеме содержания курса)
1.2. Правильно расставлять знаки препинания
1.3. Безошибочно списывать текст
2. Обосновать суждение мысль текста
3. Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)
4. Определять вводное слово и выделительные знаки препинания
5. Находить указанное средство выразительности
6. Определять значение слова
7. Определять грамматическую основу простого предложения
8. Находить прилагательное, написание суффикса которого определяется правилом
9. Находить слово, написание корня которого определяется правилом
10. Заменять словосочетание с одним типом связи на словосочетание с другим типом связи
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку№ Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось. К1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного написания слов 4
Допущено не более одной ошибки 3
Допущены две-три ошибки 2
Допущено четыре ошибок 1
Допущено более четырёх ошибок 0
К2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет 3
Допущена одна ошибка 2
Допущены две ошибки 1
Допущено более двух ошибок 0
К3 Правильность списывания текста Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 2
Допущено одна описка или ошибка следующего характера:
изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке) или
в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 1
Допущено более одной описки или ошибки следующего характера:
изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0
Максимальный балл 9
Задание 2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1
1)Светлячок пел о любви к жизни, и это доставляло всем удовольствие. 1
Задание 3.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2
2) В слове ПАНЦИРЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости. 1
Задание 4.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 5,6
,(5) конечно,(6) 1
Задание 5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 4
4)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву. 1
Задание 6.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 2
2) вид 1
Задание 7.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: пахло 1
Задание 8.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: серебряные
1
Задание 9.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 3
блестит 1
Задание 10.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: прохлада вечера 1
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0-5 6-9 11-16 17-18