Конспект урока по литературе на тему: «Все в мире взаимосвязано» на примере сказки-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.


Конспект урока по литературе
6 класс
Тема урока: «Все в мире взаимосвязано» на примере сказки-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.
Цели урока:
Образовательная: Познакомить с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина, начать знакомство с главами произведения «Кладовая солнца», дать представление о таком теоретико- литературном понятии как метафора,.
Развивающая: Продолжить формирование коммуникативно-речевой компетенции, формировать аналитические умения и навыки выразительного чтения, закрепить умения шестиклассников находить в тексте эпитеты, сравнения, развивать умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования.
Воспитательная: Воспитать любовь к природе, воспитать чуткое отношение к людям.
Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации, пейзажи.
Методы и приемы: наглядно-иллюстративный материал, выразительное чтение, слово учителя, аналитическая беседа, устное рисование.
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности классной комнаты и учащихся к уроку.
2. Вступительное слово учителя
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. Среди множества русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы выделяется М.М.Пришвин, которого называли «старичком- лесовичком» отечественной литературы.
Михаил Пришвин родился в Орловской губернии в семье богатого купца. Миша был младшим ребенком в семье. Читать Пришвин научился рано. Книги стали его друзьями. Каждая новая книга была загадкой, тайной, которую он спешил разгадать
Закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. В гимназии успехами не блистал, но любимым предметом была география. Развитое воображение и сведения из книг разбудили у мальчика страсть к путешествиям, и он уговорил друга бежать… в Америку. Их нашли за несколько станций от Ельца и препроводили домой. За дерзость учителю был исключен из гимназии. Заканчивает обучение в училище в г. Тюмень. Жизнь Пришвина забрасывает в Ригу, в политехнический институт.
Творческий путь М.М.Пришвина начинается с первого рассказа «Сашок».
А сейчас, мы поговорим с вами о взаимосвязи природы и человека на примере сказки-были «Кладовая солнца». Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе.
События в произведении имеют реальную основу. Сказка- быль написана в 1945 году после окончания ВОВ. В ней рассказывается о судьбе двух детей: Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей.
Ребята, а сейчас обратите свое внимание на экран (просмотр презентации, иллюстраций).
3. Аналитическая беседа
Выразительное чтение текста 1 главы от слов: «В одном селе, возле Блудова болота…» до слов: «…умные детишки!»
Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что - быль? Для того, чтобы ответить на этот вопрос вспомните, что такое сказка? (Сказка- произведение устного народного творчества, повествование, созданное на вымысле).
«Кладовая солнца» - само название сказочно. Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования (В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне).Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо».
-Что мы узнаем о Насте и Митраше в начале повествования? (В начале повествования автор рассказывает о том, что дети осиротели.) 
Устное рисование
Как изображает детей автор? Как он к ним относится?
Найдите в тексте сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. ( Сравнения: Настя, как « золотая курочка на высоких ножках, веснушки крупные, как золотые монеты».Митраша-«мужичок в мешочке ,лобастый ,плотный, затылок широкий ,упрямый, сильный» .А вместе они- «умные детишки». Эпитеты: «веснушки частые, носик чистенький, ручка маленькая»). Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?
Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочнуюпрелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом»,веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)Выразительное чтение текста 4 главыот слов: «Лет двести тому назад…» до слов: «…а волк выл от неизбывной злобы к нему».
 – Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? («Деревья… боролись между собой корнями за питание».)
– Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? («До того близок был живым существам этот стон…».)
Выразительное чтение текста 8 главыот слов: «Мы это так понимаем…» до слов: «…достается человеку в наследство».
«Кладовая солнца»… Почему так назвал Пришвин своё произведение? Кладовая – это место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Солнце является источником, средоточием чего-либо ценного, высокого, жизненно необходимого.
Автор сам объясняет название сказки- были: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».
На доске записаны следующие изобразительно- выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора. Ребята, как вы думаете, какое из данных средств использует автор в названии своего произведения? Правильно, метафора. Что же такое метафора? Метафора (в переводе с греческого означает «перенос»)- вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. (Определение записываем в литературоведческий словарик). Какой образ создается с помощью этого средства выразительности? Используя метафору писатель передает индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом свое видение мира. Образ получается ярким, насыщенным.  Если художник рисует картины природы красками, то писатель – словами.
4.Подведениеитогов. Своеобразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю». Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
5. Домашнее задание:
1. Прочитать «Кладовую солнца» до 5 главы и составить план к содержанию прочитанного.
2. Подготовить пересказ о событиях на Блудовом болоте от лица Насти и от лица Митраши (по выбору).
3. Составить метафоры со словами: серебро …, песня …, огоньки …, наряд … (Серебро снега, песня ветра, огоньки инея, наряд берез).