Конспект урока Самопознание на тему: Мир моих чувств (5 класс)


Тема урока «Мир моих чувств»
(урок по самопознанияю для учащихся 5 класса)
Школа__________________Дата_______ №______Тема: Мир моих чувств
Ценность: Внутренний покой Качества: самообладание, спокойствие, хорошее настроение.
Педагог: ______________ Класс: 5 Кол-во уч-ся: ____________

Цель:
- расширить представление у учащихся о понятии «мои чувства» через обретение общечеловеческой ценности «Внутренний покой»
Задачи:
- раскрыть значимость самообладания как стремления к гармонии в отношениях с самим собой и с окружающими;
- развивать умения и навыки управления своими эмоциями и чувствами;
- воспитывать способность к самообладанию, спокойствию, хорошему настроению.
Ресурсы: (материалы, источники) лирическая аудиозапись.

Ход урока:
1.Орг.момент. Позитивный настрой.
«Концентрация на дыхании»
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.
Сделайте глубокий вдох и выдох, представьте, что с каждым вашим вдохом вы впускаете внутрь себя ощущение легкости спокойствия, а скаждым выдохом вы освобождаетесь от всех негативных эмоций и чувств, накопившихся за все время. Побудьте в таком состоянии. Ощутитите как с каждым вздохом улучшается ваше настроение, самочувствие. «Вдох-выдох», «Вдох-выдох»....Потихоньку, можно открывать глаза.
2. Проверка домашнего задания.
Анализ и обсуждение рисунков на тему «Радуга чувств, эмоций и настроений».
Анализ:
Покажите, какие радуги у вас получились?
Перечислите чувства, эмоции и настроения, обозначенные на вашей радуге?
Какие из названных чувств преобладают в вашей жизни? И почему?


3.Позитивное высказывание (цитата).

«Чувство - огонь, мысль - масло»
Белинский В. Г.
–Как вы понимаете данное высказывание?
–Давайте повторим цитату хором.



4.Рассказывание истории (беседа). Подарок детям.
Притча о том, как не обижаться.
Один человек на площади рынка стал публично оскорблять, всячески ругать одного старца:
– Ты плохой человек! Никчемный! Обманываешь народ своими историями!
Старец спокойно спокойно это всё слушал и в ответ лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену молодой юноша спросил мудреца:
– Как тебе удается проявлять такое самообладание? И хорошее настроение? Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной.
Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел старый дырявый халат. Бросил его юноше и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне лохмотья? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
Не стоит обижаться на оскорбления – это то же самое, что и примерять лохмотья, которые нам швыряют.
Беседа по вопросам:
-Что удивило юношу на площади рынка?
-О каких эмоциях и чувствах говорится в притче?
-С какой общечеловеческой ценностью можно сравнить поведение мудреца? Аргументируйте свой ответ
-Как вы понимаете выражение: «Не стоит обижаться на оскорбления – это то же самое, что и примерять лохмотья, которые нам швыряют».
-А в жизни у вас были случаи или моменты когда вы не смогли справиться с нахлынувшими чувствами и эмоциями?
-Расскажите о случае из жизни, когда вы вышли из сложной ситуации как мудрец в притче.


5.Творческая деятельность, групповая работа.
Класс делятся на 3 подгруппы путем выбора учениками одного из трех видов изображений различных эмоции (смайликов). Каждой группе предлагается свой вариант неоконченных стихотворений, каждой группе необходимо завершить стихотворение.

Для 1 подгруппы:
Давайте меняться, давайте любить! Теплом друг от друга _____________, __________ мы чувства _______ ценить, То мир станет _____________________!
Для 2 подгруппы:
Мы стали другими, меняется мир, Уносится время, _______________. И чувства, которыми ты дорожил ______________________________.
Для 3 подгруппы:
Есть место, где эмоций много, ________________где они живут. _____________________________, Чувства со знаком плюс придут.




6.Групповое пение.
«Хорошее настроение»
Мы что-то потеряли, И долго его искали, И небо было хмурым, И дождик моросил. Под лепестком ромашки, У месяца в кармашке, Нигде пропажи нашей Никто не находил. Припев: Хорошее настроение Сплошное невезение, Когда однажды утром Его ты не найдешь Хорошее настроение, Немножко вдохновения, И ты уже с друзьями, Танцуешь и поешь! Откуда оно берется, Где прячется и смеется, И в солнечные сети Ты зря его ловил. Известно всем на свете Оно в твоей конфете,  Которую ты с другом Сегодня разделил!
Музыкальное сопровождение,
(сл. Наталья Осошник, муз Виталий Осошник)

7. Домашнее задание
Прочитать притчу о «Хорошее настроение».


8. Заключительная минута тишины.
Сейчас, ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее и вспомните всё то, о чем мы с вами говорили на уроке. Ощутите спокойствие, гармонию внутри себя. Я хочу пожелать вам всегда быть в хорошем настроении, уметь управлять своими эмоциями и чувствами, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.