Статья на тему Формирование эмоционально- ценностного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к миру посредством музыкального искусства




Резюме - аннотация


В статье «Формирование эмоционально-ценностного отношений к миру детей школьного и младшего возраста посредством музыкального искусства» затронута актуальная тема педагогики. Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к миру необходимо осуществлять на всех этапах развития личности. Автор статьи видит формирование эмоционально - ценностного отношения к миру средствами музыкального искусства и считает, что формирование эмоционально-ценностного отношения к миру происходит не только на музыкальных занятиях, уроках музыки, но и в кругу семьи.


Резюме - аудатпа

«ЭмоциялыK – KaндылыK Kатынастарды оKушылар мен кіші мектеп жасындаCы балалар ‰леміне музыкалыK ™нер арKылы Kалыптастыру» атты маKалада педагогиканыS актуалды таKырыбы KозCалады. ЭмоциялыK KaндылыK Kатынастарын Kалыптастыруды жеке тaлCаныS барлыK даму кезеSінде ж_зеге асыру Kажет. МаKала иесі балалар ‰леміне эмоциялыK – KaндылыK Kатынастарды Kалыптастыру Kaралы деп музыкалыK ™нерді санайды ж‰не балалар ‰леміне эмоциялыK – KaндылыK Kатынастарды Kалыптастыру тек музыка сабаKтарында Cана емес, отбасында да ж_реді деп есептейді.



Формирование эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к миру посредством музыкального искусства

В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать формирование эмоционально - ценностного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к миру. Эмоциональное формирование осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эмоционального воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Дети дошкольного и младшего школьного возраста постоянно в процессе своей жизнедеятельности включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эмоциональных чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент формирования эмоционального отношения к окружающему миру личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей. Важнейшим источников эмоционально опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно.
Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи.
Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально – смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно - вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Эти периоды обучения считаются важнейшими в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эмоционально - ценностного, эстетического и нравственного воспитания.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, музыкальное восприятие, совершенствуется музыкальное мышление, становление характера, норм поведения - таким образом ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально- эстетических впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенка особые эмоционально – психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубокой эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Музыка открывает человеку возможность познавать мир на эмоциональном уровне. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроение и чувства: радость и грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, восприятие и воображение, эстетическое сознание.
Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства ( так как сам образ является конкретно- чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятно ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму.
В.П. Рева дополняет, что «Эффективным в плане подготовки детей к музыкальному восприятию становятся те подходы, которые оперяются в частных методиках на опытах эмоционально – образного мышления слушателя. Так, в генетической памяти ребенка хранятся представления о большинстве фундаментальных эмоций человека ( нежности, печали, равнодушия, радости, удивления и других) составляющих физиологическую основу одноименных художественных эмоций, получающих эстетическую окраску в музыке, и как правило, легко узнаваемых детьми, если на это обратить их внимание» [1, с.23-29].
Музыкальный руководитель и учитель музыки создают условия для эмоционально-ценностного отношения к занятиям. А также стремятся внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых произведений. Так, у японского педагога - музыканта Шиничи Судзуки девизом в проведении музыкальных занятий с малышами стало выражение «По две минуты с радостью несколько раз в день!». Такой подход в регламентации музыкальных занятий позволяет сохранить у детей положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности.[ 2. ст. 190
Репертуар, отобранный в определенной последовательности должен отвечать таким качествам как художественность и доступность, отвечать задачам формирования эмоционально - ценностного отношения к окружающему. Поэтому имеет значение с какой музыкой надо знакомить детей, какие чувства при этом воспитываются. В репертуар для слушания входят произведения классики, современной и народной музыки, отличающиеся своеобразием музыкального языка, жанровыми особенностями.
Осознанию эмоционально – образного содержания произведений, чувств и настроений, которые переданы в музыке, могут помочь беседы музыкального руководителя и учителя музыки с эмоциональной окраской речи, ее поэтичностью, образностью. Современный музыковед Б.М. Теплов считал, что анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие.
В связи с этим считаем необходимым подтвердить важнейший принцип музыкального воспитания – все теоретические выводы должны вытекать из художественной практики. Заинтересовать ( удивить) – показать – объяснить – вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке. Вспомним слова выдающегося педагога В. Сухомлинского. Который считал, что до тех пор, «пока ребенок не почувствовал аромата слова нельзя вообще начинать обучение грамоте». Так и в музыкальной педагогике: сначала ребенок должен услышать, потом увидеть и, наконец, понять.
Музыкально - художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности, в игровой форме. Когда дети воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств. Интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни. [3,ст 52[
Через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопление новых эмоциональных впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного и младшего возраста элементарное отношение к миру и к искусству.
Оценивая роль музыкального искусства в формировании эмоционально - ценностного воспитания к миру в развитии дошкольников и младших школьников, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Музыкальное искусство через общение, диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни, обусловливает развитие и саморазвитие. Делает его способом изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует выработке вкусов, расширению интересов, росту духовности, взаимопониманию людей. Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в дошкольном и младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать окружающих. Музыка рождает гармоничное единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к формированию эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру детей школьного и младшего школьного возраста.



Литература:
В.П. Рева «Интонационные погружения на уроке музыки » / В.П. Рева // Музыка в школе – 2005 № 3 ст. 23-29
Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» М.: «Просвещение» 1982 г.
Г.А. Праслова «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» С- Петербург: «Детство - пресс», 2005 г.









15