Урок русской литературы на тему Обрядовая поэзия 5 класс


Урок русской литературы в 5 классе
Тема Устное народное творчество.
Обрядовая поэзия.
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с назначением и функциями обрядов, основными циклами календарных обрядов и их поэзией, с использованием обрядовой поэзии в литературе;
развивать память, мышление, речь учащихся; самостоятельность, интерес к старинной обрядовой поэзии;
воспитывать любовь и уважение друг другу; доброе отношение к людям, традициям.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование, наглядные пособия: рабочие тетради, таблица, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.
II. Проверка домашнего задания
1) выполнить задание № 1 на стр. 17 под значком «Попробуй ответить»: подбор русских загадок
к казахским.
Индивидуальное задание: составить красочные кроссворды, в которых вопросы будут загадками.
III. Актуализация знаний
1. Теоретическая страничка
З/е: дать определение загадки.
Загадка – малый жанр фольклора в виде замысловатого вопроса, составленного в виде метафоры.
Какие функции выполняла загадка? (объясняла тайну мироустройства; магический характер; условная, тайная, загадочная речь;  испытание мудрости; тайный военный и дипломатический язык.)
Какие литературные тропы (средства художественной выразительности) используются в загадках? (метафора, олицетворение, сравнение)
Какое строение имеют загадки? (краткое сообщение, состоящее из одного предложения; рассказ; загадки-описания; загадки-вопросы; загадки - задачи)2. Подготовка учащихся к освоению новых знаний
1) Беседа
Как вы думаете, что такое обряд? Какие обряды вы знаете?
Обряд – церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.
Пример:
Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных. 
(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)Обряд – это совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и
уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

IV. Формирование новых понятий и способов действия
1. Работа с учебником (1 часть теоретического материала)
З/е: внимательно прочитать первую часть параграфа (стр. 18) и заполнить таблицу:
Народные обряды делятся на два цикла:
календарные обряды семейно-бытовые обряды
связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

2. Работа в группах
З/е: внимательно прочитать 2-ую часть параграфа (стр. 18-23); подготовить небольшой рассказ
по темам: 1 группа – «Подблюдные песни. Ряжение»
2 группа – «Колядки»
3 группа – «Масленичные обряды»
4 группа – «Троицко-семицкая неделя. Семик»
5 группа – «Иван Купала»
6 группа – «Похороны Костромы», «Зажинки»

V. Формирование умений и навыков
1. Ответы на вопросы
З/е: ответить устно на вопросы (стр. 23 № 1, 2, 3).
VI. Итог урока
1. Рефлексия
Работа по карточкам «Экспресс-ответ»
З/е: назвать обряд:
исполнение особых песен во время новогодних праздников (колядки)
переодевание в одежды лиц разных сословий, животных, птиц (ряжение)
встреча весны (масленица)
полный рассвет растительности (Иван Купалы)
обряд, символизирующий жизнь (похороны Костромы)
начало молотьбы (зажинки)
2. Комментирование оценок
VII. Домашнее задание.
Подготовить проект на одну из тем:
«Летние календарные обряды русского народа»
«Обряды казахского народа»