Конспект урока литературы Обрядовая поэзия 5 класс


Тема: Обрядовая поэзия.
Оборудование:
Фонограмма П.И.Чайковского "Времена года".
Февраль. Масленица.
Репродукция картины Б.М.Кустодиева "Масленица".
Глава из произведения Шмелёва "Масленица".
Цели:
познакомить с обрядами и их функциями;
формировать эстетическую и эмоциональную чуткость;
пробудить интерес к обрядам;
вызвать интерес к слову литературного произведения, к музыке, живописному произведению;
научить восхищаться обрядами русского народа;
открыть всё богатство красок и звуков.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Ребята, нам сегодня на уроке предстоит изучить один из ценнейших памятников культуры русского народа - старые обряды, с функциями, значениями обрядов. Мы должны на уроке услышать, увидеть, прочитать о самом интересном обряде - масленице.
Учитель истории или историк-ученик: Природа и её явления долго были непонятными и загадочными для древнего человека. Его воображение населяло окружающий мир фантастическими существами, которые в нём хозяйничали и в воле которых находилась судьба человека. От этих сотворённых им самим божеств и духов он то просил, то требовал, что его племени не пришлось умирать от голода или болезней. Благополучие людей зависело от обилия рыбы в реках и нужных зверей в лесах, от урожая на земле, от сохранности домашнего скота. Вера в сверхъестественные силы заставляла древних людей искать средства воздействия на эти силы для получения желаемых результатов. Так возникли обряды, которые сопровождаются действиями, словесными заговорами, несложными песнями. Одна часть обрядов связана с основными событиями в жизни человека - рождением, вступлением в брак, смертью. Другая часть справлялась в строго установленные дни года.
Проецируется на экране.

ОБРЯДЫ

семейно-бытовые календарные

зимние,
весенне-летние осенние
Сегодня мы познакомимся с календарными обрядом - большим праздником - масленицей, связанным с переходом от зимы к весне.
Учитель литературы: Этот праздник не закреплён за определённым числом календаря, но празднуют её на последней неделе перед Великим постом. Народ любил его и величал ласковыми словами: "честная Масленица", "весёлая", "касаточка". Вся масленичная неделя называлась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, употребляли молочные продукты и пекли масленые блины. Блины круглые, настоящее щедрое солнце, В старину к этому дню строились снежные дворцы и крепости, раскатывались ледяные горы, устраивались весёлые балаганы для скоморохов и площадки для кулачных боёв. Последний раз катались с гор, устраивали снежные битвы, сжигали чучело Зимы. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все масленичные традиции:
Как играли Масленицу на Руси.
Чтение отрывочка Шмелёва "Масленица".
Вопросы: Какую картину вас заставил представить автор? Какое чувство вызывает слово "Масленица" у автора? А какое у вас?
Учитель пения: Пётр Ильич Чайковский в своей симфонической сюите "Времена года", "Февраль" отмечает как праздник Масленицы. Это чудесная, торжественная, звучная симфония зимней сказки. Сильны звуки бубна, колокольчиков, гармоники, всеобщего веселья, радости. Это праздник, честной народ, выходит весёлую весну славить, пирогами да блинами угощать, штурмовать ледяные крепости, где Дед Мороз лютый себе последнее прибежище устроил.
Послушав пьесу, можно задать вопрос: "Что вы услышали в этой музыке?
Учитель литературы: Ребята, а что вы знаете о Масленице? Как называются разные дни Масленицы? Сколько дней она продолжается? Какие традиции существуют в праздновании Масленицы?
После ответов учеников.
А вот теперь послушаем фольклорную группу, которая расскажет, как в старину играли Масленицу на Руси.
1 ведущий: По - разному справляли на Руси Масленицу от великого буйства до полного запрещения. Этот весёлый праздник, весёлый и разгульный, продолжался всю неделю, все от мала до велика катались с гор на санях, разъезжали на празднично украшенных конях; молодёжь со смехом, шутками, песнями возила по деревне соломенное чучело масленицы, которое в последний вечер праздника вывозили за деревню и сжигали.
2 ведущий: Начинался праздник со встречи масленицы.
Выходи честной народ,
изгонять ледяных страшилищ,
величать барыню - Масленицу.
Чтец: А вот Масленица во двор въезжает,
Её девушки сустречают;
Её красные сустречают,
Её девушки ночевать оставляют.
Чтец: А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает,
Широкая Масленица на двор выступает.
Чтец: Мы Масленую дожидали Нас Масленая подманила.
Мы думали семь неделек,
А Масленица семь денёчков!
1 участник: Я - понедельник - встреча. В этот день строили снежные горки, встречали Масленицу и гостей.
2 участник: Я - вторник. Этот день назывался "заигрыши". Начинались катанья на санках. Чем дольше проехали - тем богаче урожай. Чтобы лучше росли растения - катались на качелях, чем выше, тем лучше! В этот день:
На горках катаются,
Блинами объедаются.
3 участник: Я - среда - лакомка. По средам стряпали блины с очень вкусными приправами. Блин - это символ Масленицы, оно напоминает солнце. И сам он был символом весеннего солнышка. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. В этот день тёща приглашала своих зятьев на блины.
4 участник: Я - четверг - разгуляй - четверток. В этот день гуляли, веселились, славили Масленицу, катались на санках по "солнышку" т.е. по кругу, чтобы помочь солнцу прогнать – зиму.5 участник: Пятница - тёщины вечера. В этот день зятья угощали своих тёщ, а иногда - всю родню.
Масленица- кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько.
С блинами, с караванцами,
С вареничками!
6 участник: Я - суббота - золовкины посиделки. В субботу навещали сестёр мужа.
Масленица - блиноеда,
Масленица - жироеда,
Масленица - обируха,
Масленица - обмануха,
Обманула - провела,
До поста довела,
Все ежи взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост.
7 участник: Наконец, наступал последний день Масленицы - "Прощённое" воскресенье. В этот день ходили друг другу не пировать, а просить прощенья за обиды, в преддверии Великого поста люди стремились очиститься от всего греховного, получить прощение, было очень важно, так как любовь и дружба ценились выше всего на свете.
Чтец: Прощай, Масленица - плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали погостишь семь годков!
Ведущий 1: В воскресенье масленичной недели "сударыню Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.
За околицей устраивался большой костёр, на котором сжигали чучело Масленицы. Это ритуальное сжигание чучела Масленицы имеет древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения силы весной в злаках.
Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая прихода весны.
Учитель - искусствовед: Ребята, вы сегодня слышали об этом празднике. Я хочу, чтобы вы увидели этот русский красочный праздник на одной из самых известных картин Бориса Кустодиева "Масленица".
Борис Кустодиев мечтал о человеческом счастье до последних дней своей жизни, прикованный к постели, он не раз обращался к старинному русскому празднику. В его изумительной памяти жили красочные ярмарки, весёлые балаганы, пёстрые вывески, россыпь товаров. Он любил изображать весёлую праздничную толпу. Его картина сверкает всеми красками, старинный городок в снежном уборе с белыми, жёлтыми, зелёными цветами. Те же цвета в более нежной гармонии раскинулись по облакам закатного неба.
Картина восхищает своей широтой, размахом, необыкновенной русской удалью, радостной гармонией. Навстречу друг другу катят сани - разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй, весело и резво бегут по сугробам лошади. Всё это олицетворение радости и здоровых сил.
Вопрос: Какой день масленичной недели изображён на полотне? Первый, четвёртый или седьмой? В чём сходство в описании праздника в произведениях Шмелёва и Кустодиева?
В заключении урока:
Творческое задание.
1 группе: Сочинение - миниатюра "Что я узнала о Масленице?
2 группе: Зарисовать любой день масленичной недели.