Урок литературы в 6 классе «Календарно-обрядовая поэзия»

Конспект открытого урока литературы в 6 классе

Календарно - обрядовый фольклор





Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №932

Вера Мефодиевна Лукьяненко








Москва 2013/ 2014 учебный год

Тема урока «Календарно- обрядовый фольклор»
Вид урока- урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока- игровая театрализованная иллюстрация.

Цели урока:

1 повторить все известные образцы обрядового фольклора, показать мир народного творчества, его красоту и многообразие; сопоставить мир народных произведений с русской литературой и музыкой.

2 Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать интерес к русской истории, литературе и народному творчеству.

Ход урока


I Актуализация знаний учащихся

Звучит народная музыка

Конкурс скороговорок. /Кто больше вспомнит скороговорок и кто лучше всех её проговорит/.

II Cлово учителя
-Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме «Фольклор»
Вспомните, что значит слово «Фольклор»

Фольклор – это искусство народа, от английского Folk- народ и lore- мудрость.
- Назовите известные жанры фольклора( сказки, былины детский фольклор: пестушки, колыбельные, потешки, присказки пословицы, поговорки, загадки.)

III Обрядовый фольклор

-А что такое ОБРЯДОВЫЙ фольклор?
Обобщение ответов детей:
-Обряд- это действия народа, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

-Назовите виды обрядов

-рождение ребёнка
-крещение младенца
-свадебный обряд
- календарный обряд
-похоронный обряд

-Какие обряды называются календарными?


IV Работа в группах


-Итак, календарно-обрядовый фольклор связан с повторяющимися из года в год событиями, он основан на смене времён года и порядка земледельческих работ.

- Сейчас каждая творческая группа расскажет нам об определённом виде календарно-обрядовой поэзии.

Театрализованное выступление 1 группы: РОЖДЕСТВО.ЗИМНИЕ СВЯТКИ
1 Ученик:
Рождественские песни- колядки. Они исполнялись во время колядования на рождественские праздники.

2 Ученик:
Рождественские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием- важнейшим днём земледельческого календаря, он отделял один годичный цикл от другого.

3 Ученик: Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Этот вечер назывался Сочельник. Колядование сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок –колядок, в которых славились хозяева, с пожланием добра, здоровья и благополучия.

Ученик: Хозяева в знак благодарности одаривали колядовщиков гостинцами. Колядовщики весёлой гурьбой бежали к следующему дому, один из них нёс на шесте звезду, которая символизировалаВифлиемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.


Раздаётся стук в дверь. В классе в народных костюмах появляется толпа колядовщиков. Они весело выкрикивают и поют:


Коляда! Коляда! Подавай пирога!
Блин да лепёшку в заднее окошко!
Не дашь пирога- мы корову за рога!
Не дашь блинка- мы хозяевам пинка!
Не подашь пирога- так и нет живота!
Хоть и есть, так не в честь!
Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку,
Маслену головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна –пирог!
Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь Коляда
Накануне Рождеств

Интернетдоска: 1) К.А.Трутовской «Колядки в Малороссии
2)Музыкальный фрагмент оперы Н.А.Римского –
Корсакова «Снегурочка»






Выступление 2 группы. МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ

1 Ученик:
Масленица- это проводы зимы и чествование приближающейся весны.
Празднуется на последней неделе перед Великим Постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, с шутками, песнями, прибаутками, с обильным застольем.

2 Ученик: На этой неделе принято печь блины, которые символизировали весеннее солнышко. Ещё было принято ходить в гости друг к другу, кататься на санях, водить хороводы, сжигать чучело масленицы, которая символизировала долгую зиму.

3 Ученик: Масленичные песни не пели, а выкрикивали( кликали весну). Люди взбирались повыше: на крышу дома, на пригорок. Кричали веснянки, призывали весну, расставались с зимой.


Дети образуют хоровод, играют в народную игру «Горелки» Потом выкрикивают весенние заклички:

Синцы! Синицы!
Принесите по спице!
Канарейки! Канарейки!
Принесите по швейке!
Чёточки, чечёточки!
Принесите по щёточк


Весна красна!
Приди, весна, с солнышком,
С весёлыми песнями,
С хорошими вестями,
С дождичком весенним, С листом зелёным,
С полем засеённым!

Интернетдоска Б.М.Кустодиев «Масленица»
Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова : хор «Прощай, Масленица»


Выступление 3 группы. ЛЕТНИЕ ПЕСНИ.

1 Ученик: Летние праздники открывались широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали веточками берёзы, ходили по деревне, плели венки, гадали, водили хороводы.
Дети водят хоровод, поют песню «Во поле берёзка стояла»:

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла

Потом выкрикивают:

Туча с громом сговорилась,
Доля лёли, лёли, лё!
Поёдём, туча, гулять на поле!
На то поле, на заливное!
Ты с дождём, я с милостью!
Ты польёшь, а я выращу!

2 Ученик : На лето приходился и праздник Ивана Купала. Он сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь проводились два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр.
Это были очистительные обряды в понимании людей.

2 Ученик; Купала представлялся живым существом. Он ходит по сёлам и приносит людям радость.

3 Ученик: Основная цель купальских обрядов- отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжьэту ночь проводила в поле.

Ученик: Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады, на которые указывает цветок папоротника

Группа девочек в народных костюмах садятся «на бережок» и начинают гадать, кидая свои веночки в воду. Они приговаривают:
Идёт кузнец из кузницы,
Несёт кузнец три молота!
Скуй, кузнец,
Мне золотой венец!
Тем венцом мне венчатися,
Тем кольцом обручатичя!


Интернетдоска: П.И.Чайковский. Фрагмент Симфония № 4


Выступление 4 группы . ОСЕННИЕ ПЕСНИ

1 Ученик: Осенние песни по –другому назывались ЖНИВНЫЕ. Они связаны с уборкой урожая. Эти обряды совершались в тот день, когда заканчивали уборку урожая. Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, чтобы восстановить силы, с последним снопом торжественно шли домой , распевая песни.
Появляется группа мальчиков и девочек. Он весело смеются, потом запевают песню:

Молоды девицы, косы-волосы
Расплетайте скорей,
Платье пошито!
Серпом да по спелому колосу
Ладно да любо
Убрано жито!
Платье пошито!
Платье пошито!
Будет свадебка
С спелым колосом!
С спелым колосом!
Да с тёплым хлебушком!


Интернетдоска Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста»


V Итог урока
Ребята, я уверена, что вам самим понравился сегодняшний урок. Понравился он и нашим гостям, потому что вы отлично подготовились, блестяще справились с творческими заданиями и потому что мир народного творчества не может никого оставить равнодушным! Он чрезвычайно богат и разнообразен. Устное народное творчество- величайшее достижение русской национальной культуры!
Национальная культура- это национальная память народа, то, что хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь поколений.

Интернетдоска:

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.»
М Горький







15