Реферат на тему«Комплексная реабилитация ребенка с ОВЗ при неврологических заболеваниях»


КОУ ВО «БОРИСОГЛЕБСКАЯ СПЕЦШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Комплексная реабилитация ребенка с ОВЗ при неврологических заболеваниях».
Выполнила
учитель начальных классов
Лисецкая Т.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………….стр. 2
Цели и задачи реабилитации …………… стр. 6
Двигательная реабилитация……………… стр. 6
Психологическая реабилитация  …………стр. 14
5. Дефектологическая реабилитация  ……… стр. 14
6. Лечебная физкультура (ЛФК)…………… стр. 16
7. Бальнеолечение…………………………… стр. 17
8. Заключение………………………………….стр. 18
9. Список литературы…………………………стр. 19
Все заболевания нервной системы в детском возрасте в той или иной степени отражаются на дальнейшем развитии ребенка, влияя на его способность познавать мир, а в будущем - ограничивая социальные контакты. Детская инвалидность - одна из острейших медико-социальных проблем современного общества, имеющая государственное значение. Многолетний опыт развитых стран убедительно доказывает, что своевременная индивидуальная коррекция нарушений у детей частично компенсирует дефект и дает возможность растущему человеку стать полноценным членом общества. Напротив, неоказание помощи ребенку-инвалиду сужает круг его интересов, общения и нарушает адаптацию в обществе, а содержание инвалидов осуществляется за счет налогоплательщиков. Инвалидность с детства устанавливается в тех случаях, когда она наступила в результате врожденных или приобретенных заболеваний со стойкой утратой функции в возрасте до 18 лет. В Российской Федерации в общей структуре инвалидности 8-10% составляют инвалиды с детства. Основные причины детской инвалидности включают: болезни нервной системы и органов чувств, психические расстройства и расстройства поведения, травмы и отравления.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается примерно 13% людей с нарушениями психического и физического развития. 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей - с другими психическими и физическими недостатками. Всего в мире насчитывается около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция к росту числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в 2 раза. В настоящее время проблема социальной реабилитации детей-инвалидов ввиду ее актуальности широко разрабатывается.
Различают абилитацию - воспитание неразвитых функций у ребенка и реабилитацию - восстановление утраченных в результате заболевания функций.
Реабилитация - активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе (ВОЗ, 1980).
Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 1940-е гг. основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 1950-х гг. начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в общество; особый упор сделан на их обучение, получение ими технических подсобных средств. В 1970-1980-е гг. зарождается идея максимальной адаптации окружающей среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в большой степени зависит от экономического развития общества. Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.
Направления реабилитации:
•  медицинская реабилитация (кинезиотерапия, ЛФК, массаж, электрофизиолечение, психотерапия, медикаментозные и другие средства);
•  бытовая адаптация, которая направлена на развитие навыков самообслуживания: принятия пищи, одевания, соблюдения гигиенических процедур. Эта деятельность требует в некоторых случаях специальной подготовки и обучения пользованию непроливающими чашками или столовыми приборами с особыми ручками, другими сконструированными для инвалидов приспособлениями. Программа включает овладение некоторыми нужными в повседневной жизни занятиями (приготовление пищи, уборка жилья и т.д.);
•  рекреационная программа, включающая домашние игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования. Цель программы - дать возможность осуществления полноценных развлечений, улучшить социальные навыки, наполнить жизнь инвалида новыми ощущениями, новым опытом;
•  программа профессиональной подготовки, состоящей из предпрофессиональной подготовки по выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации с учетом возможностей развития интеллектуальных и моторных функций;
•  программа коррекции речи и слуха: оценка развития этих функций, логопедическая работа, развитие способностей к вербальному общению, тренировка слуха, применение слуховых аппаратов. Цель программы - терапия дефектов речи и слуха, развитие способности к общению;
•  психологическая программа: оценка уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам; психотерапия, диагностика нарушения способности к обучению; участие в планировании и проведении образовательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цель программы - определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем;
•  программа социальной помощи: изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений, периодические беседы с родителями с целью сотрудничества и удовлетворения нужд пациента, организация доступных методов восстановительного лечения в домашних условиях для отдельных групп родителей; организация использования местных ресурсов. Цель программы - усилить вовлеченность семьи ребенка с нарушенными возможностями, помочь решить практические и личностные проблемы;•  образовательная и тренировочная программа, состоящая из развивающих ребенка мероприятий, начиная с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения. Цель программы - свести к минимуму нарушения обучения, развить социальные, интеллектуальные навыки и умения;
•  юридическая программа, направленная на юридическое просвещение семей, имеющих детей-инвалидов, объяснение прав и методов решения проблем.
Цели и задачи реабилитации
Требования к плану восстановительных мероприятий в детской неврологии:
- раннее начало реабилитации;
- непрерывность, последовательность и преемственность;
- комплексность, участие медицинских работников, психологов, педагогов, юристов и других специалистов;
- учет индивидуальных особенностей личности ребенка и его диагноза.
Основываясь на этих положениях лечения разнообразных расстройств, возникающих при повреждении нервной системы, применяют различные методы реабилитации.
Двигательная реабилитация
Метод нервно-мышечного проприоцептивного облегчения - кинезитерапия - «лечение через движение». В основе метода лежит обучению различным двигательным навыкам в процессе обычных движений. Например, во время игры в парикмахерскую ребенок учится держать расческу и т.п. Занятия проводит специально подготовленный специалист - кинезитерапевт. Цели кинезитерапии:
- погашение патологических двигательных реакций и безусловных рефлексов;
- улучшение координации движений в процессе основной двигательной деятельности;
- стабилизация прямохождения, обучение самостоятельному стоянию и ходьбе, улучшение общей двигательной активности;
- обучение самообслуживанию и усвоению основных видов бытовой деятельности в соответствии с умственным развитием и возрастом.
При активных занятиях больной целенаправленно выполняет задания. Методика разрушает патологический двигательный стереотип и учит правильному движению. Пассивная кинезитерапия осуществляется с помощью различных форм и средств, вместо пациента движение осуществляет другое лицо или специальные аппараты и приспособления, имитирующие физиологическое движение (рис. 21.1). К пассивной кинезитерапии относят воздействие на отдельные ткани и части человеческого тела (массаж, мануальная терапия, механотерапевтические процедуры, подводный массаж и др.). Движения отрабатываются постепенно, от простых к сложным. После закрепления нового двигательного стереотипа реабилитационный план пересматривают, усложняя и изменяя занятия. Например, при ДЦП вначале отрабатываются укрепление мышц шеи и спины и функция контроля головы. После их достижения тренируются повороты со спины на живот и обратно (торзии). После выработки торзии обучают сидению и вырабатывают способность стоять и передвигаться на четвереньках. Ползание на четвереньках - очень важный этап становления походки, так как во время ползания отрабатываются автоматизмы шатательного рефлекса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую. Одновременно тренируется координация туловища при движениях, поскольку движение

Рис. 21.1. (Кривошея, хореоатетоз, парез мышц лица). Кондуктивная терапия.
осуществляется одновременно в верхней и нижней конечности. Затем отрабатывается навык стоять с поддержкой и самостоятельно, ходить, поддерживая равновесие и необходимый тонус скелетной мускулатуры при движении конечностей в пространстве.
Таким образом, основные положения для развития двигательной активности:
- сидя;
- лежа на спине с опорой на локти;
- стоя на четвереньках;
- лежа на спине;
- лежа на спине («мостик»).
Необходимо учитывать, что на степень восстановления функций влияют этиология заболевания и время, прошедшее с момента его возникновения, локализация очага поражения и степень его деструкции. Эффективность лечения зависит от возраста больного и степени поддержки его семьей. Овладевать двигательными навыками пациенту помогают ортопедические приспособления. С первых месяцев повышения или понижения мышечного тонуса в конечностях рекомендуется ночной сон в лонгетах
для профилактики контрактур в крупных суставах. Позже лонгеты используют на занятиях во время двигательной реабилитации.
Методы, усиливающие действие кинезитерапии в системе комплексной реабилитации. Для повышения эффективности кинезитерапии применяют дополнительные методы - «стимулы». Улучшить и синхронизировать афферентный поток импульсов по пирамидному пути помогают методы биоло- гической обратной связи (БОС), транскраниальной магнитной стимуляции, кондуктивной терапии и динамической проприоцептивной коррекции (рис. 21.2).
Метод биологической обратной связи позволяет вырабатывать контроль движений и их координации. На тренируемую мышцу накладывают отводящий электрод ЭМГ. Больному предлагают произвести максимальное сокращение тренируемой мышцы, на основании амплитуды этого сокращения устанавливается индивидуальный порог срабатывания сигнала обратной связи (световой сигнал на экране или звуковой сигнал). Больному дают инструкцию: стремиться переместить светящуюся метку в определенную сторону и повысить высоту тона звукового сигнала (рис. 21.2). Это свидетельствует об увеличении объема движений в соответствующем суставе. Произвольная тренировка мышцы с непрерывным зрительным и звуковым контролем амплитуды ее сокращения приводит к вовлечению в сократительный процесс новых двигательных единиц. Метод достаточно эффективен при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП. Время общей стимуляции не превышает 15-20 мин. Противопоказанием для процедуры является эпилепсия, поэтому при наличии эпилептиформной активности на ЭЭГ стимуляция не показана.
Занятия в костюме «Адель» (костюме «космонавта») корректируют проприоцептивную чувствительность от суставов и мышц. На пациента надевают специальный комбинезон с системой эластичных тяг, которые распределены в соответствии с расположением


Рис. 21.3. Костюм космонавта
мышц-антагонистов туловища и конечностей (рис. 21.3). Метод физиологичен, так как позволяет моделировать естественные условия при ходьбе путем ослабления или усиления тяг (с изменением силы тяжести в отношении туловища, как у космонавтов). Занятия в костюме очень эффективны при атаксиях и дистальных парезах, но требуют достаточной физической подготовки. Один курс не должен превышать 15-20 сеансов, продолжительность занятий индивидуальна - от 10 до 60 мин в сутки. Сеанс должен проводиться под контролем витальных функций.
Метод кондуктивной терапии способствует восстановлению утраченных функций с помощью сохранных двигательных структур, постепенно расширяя круг целенаправленных действий, и коррекции психологических особенностей у больных с двигательными нарушениями, умственной отсталостью и ранним детским аутизмом. Кондуктивная терапия предполагает активное участие пациента в занятиях, учит ребенка сотрудничать со взрослым (кондуктором, воспитателем), активизировать резервные возможности компенсации. С этой целью детям с психическими нарушениями показаны занятия в группе. Занятия включают сюжетноигровые двигательные модели с проговариванием заданных движений счетом или песней. При этом используются раздражители всех модальностей (звуки, визуальные стимулы, тактильные, вкусовые и обонятельные раздражители).
В качестве примера можно привести занятия по выпечке печенья: нескольким детям раздают кусочки теста и формы и показывают, как сделать печенье (рис. 21.4). Затем дети кладут печенье на противень и смотрят, как воспитатель убирает его в духовку. Пока печенье выпекается, дети вместе с воспитателем вспоминают стихи и песни про выпечку (например, сказку про Колобка). И вот печенье готово, воспитатель вынимает его из духовки и кладет в вазу... Таким, образом ребе

Рис. 21.4. Выпечка печенья, занятия у детей с ДЦП от 2 до 5 лет
нок участвует во всех этапах выпечки, задействуя все необходимые для этого группы мышц и анализаторы. Цель занятия в конечном итоге - развитие гнозиса и двигательного праксиса. Занятия в «сухом» бассейне, заполненном красочными полыми шариками, обучает координации в непривычной среде и развивает вестибулярный аппарат. Все занятия с детьми нужно проводить с большой любовью, поскольку они воздействуют на подсознательную сферу, вселяют уверенность в собственных силах.
Аутогенная тренировка проводится с детьми старшего возраста. Пациентов обучают приемам мышечного расслабления, на фоне которого с помощью целенаправленных самовнушений они вызывают у себя чувство покоя, отдыха, хорошего самочувствия и уверенности в собственных силах. Кроме этого, проявляется возможность контроля за вегетативными функциями, мышечным тонусом, дыханием. Аутогенной тренировке принадлежит ведущее место в комплексе психотерапевтических методик для реабилитации постинсультных больных. Групповая форма работы с больными позволяет смягчить или устранить невротические реакции.
Психологическая реабилитация включает работу психологов с детьми и их семьями, направленную на диагностику и коррекцию развития интеллектуальной сферы, развития личности, поведения, внутрисемейных отношений и типа воспитания ребенка в семье. Особое внимание уделяют развитию собственной деятельности ребенка и формированию мотивации к различным ее видам и активной жизненной позиции в познании себя, собственных возможностей и мира. Эффективность психологической работы зависит от профессионального воздействия на развитие ребенка и активной конструктивной позиции родителей с момента диагностики заболевания и на протяжении всей коррекционной работы.
Дефектологическая реабилитация показана детям с нарушениями речи при неврологической, интеллектуальной и коммуникативной патологии. Цель - активизация развития интеллектуальной деятельности и речи, закрепление и автоматизация полученных во время коррекционной работы навыков. Большое внимание дефектологи уделяют проведению ранней диагностики нарушений развития и составлению индивидуальных долгосрочных коррекционных программ. В их реализации активное участие принимает семья ребенка, выполняя рекомендации специалистов и тем самым создавая среду, благоприятную для развития речи, интеллекта и общения. Дефектологическую помощь оказывают специалисты: логопеды, олигофренопедагоги, учителя-дефектологи.
Социальная реабилитация и обучение детей-инвалидов проводятся специальными учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования и мастерами производственного обучения. В зависимости от уровня развития и способности к обучению дети осваивают общеобразовательную программу, по программам образовательного учреждения 8-го вида и по дифференцированным программам обучения (для слепых детей, глухих детей, детей с патологией опорнодвигательного аппарата, детей со сложным дефектом). Очень важно правильно подобрать образовательную программу в рамках основного и дополнительного образования, а также выбрать методы и формы коррекции и режим обучения с учетом интеллектуальных, речевых и психических возможностей детей и особенностей их эмоциональноволевой сферы. При тяжелых формах умственной отсталости ребенок признается необучаемым на основании ПМПК (психолого-медико- педагогической комиссии). В состав комиссии входят невролог, психиатр, психолог, дефектолог, учитель и социальный работник. По желанию родителей решение ПМПК можно оспорить. Педагогическая работа также включает различные формы дополнительного образования, эстетическое развитие, развивающие компьютерные игры, воспитательную работу и социальную адаптацию детей (рис. 21.5).

Рис. 21.5. Обучение бытовым навыкам. Обратите внимание на положение пронации предплечья у девочки с правосторонним гемипарезом, ДЦП
Обучение самообслуживанию начинается еще в раннем восстановительном периоде - как только станут возможными активные движения. Это самый ранний и самый простой метод приобретения больными самостоятельности, независимости от окружающих. Важно обучение приему пищи, одеванию, обуванию, ходьбе, пользованию туалетом. Постепенно сфера этих действий расширяется. Больной обучается убирать постель, складывать вещи в тумбочку, пользоваться холодильником, запирать двери на ключ, гасить и зажи- гать свет, ходить по лестнице, надевать верхнюю одежду и выходить гулять, покупать продукты в магазине.
Лечебная физкультура (ЛФК). Для восстановления двигательных функций основное значение имеет активная гимнастика, так как при этом происходит наиболее полное растормаживание временно инактивированных нейронов с образованием новых двигательных стереотипов. Активное движение состоит из статической фазы, при которой происходит тоническое напряжение мышц для удержания позы, и дина- мической фазы - собственно движения. Активную гимнастику целесообразно начинать с упражнения на статическое напряжение мышц как наиболее легкой фазы движения. Эти упражнения проводятся в положении больного на спине, здоровом боку или животе. Статическое напряжение лучше всего осуществляется в сгибателях руки и ноги при сгибании конечности под углом 90? в соответствующем суставе, а в разгибателях - при разгибании под углом 180?.
Лечебная гимнастика в позднем восстановительном периоде строится иначе, чем в раннем. Поскольку в позднем периоде уже имеются повышение тонуса, синкинезии, иногда контрактуры и часто боли в суставах, первоначальной задачей ЛФК в этот период является устранение или уменьшение этих патологических состояний. Коррекция спастической гипертонии включает: 1) лечение положением; 2) избирательный массаж и пассивную гимнастику; 3) обучение больного пассивному и активному расслаблению мышц паретичных конечностей; 4) сочетание дыхательных упражнений с активными движениями; 5) специальные упражнения для расслабления спастичных мышц. При мышечно-сухожильных ретракциях, наблюдающихся у больных с ДЦП, помимо систематических пассивных вытяжений на уровне ступней, коленей и бедер, ребенку назначают ношение лонгет, ортезов, выводящих сустав в физиологическое положение.
Благотворно сочетание ЛФК и массажа, который улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус. Техника массажа паретичных мышц различна. Для паретичных мышц при низком тонусе применяется укрепляющий массаж(глубокое растяжение, разминание, поглаживание, поколачивание пальцами). Для мышц в состоянии повышенного тонуса рекомендуется легкое поглаживание. Разработана методика точечного массажа с целью стимуляции функции мышц. Точечный массаж производится одним пальцем с постепенным нажатием на соответствующую точку тела в течение 2 мин. Мышцы живота массируют по часовой стрелке. Массаж рекомендуется проводить 2 раза в день.
Бальнеолечение. Учитывая, что кожа является огромным рецепторным полем, можно применять физиотерапевтические процедуры, оказывающие рефлекторное влияние на ЦНС. В этих целях применяют ультрафиолетовое облучение и бальнеотерапию (водолечебные процедуры). Водолечебные процедуры назначают в виде пресных, соленых (1-2 кг поваренной или морской соли на 200 л воды), хвой- ных (на одну ванну 50-60 г жидкого экстракта хвои), а также радоновых, рапных и морских ванн. Для большей эффективности водные процедуры лучше сочетать с лечебной гимнастикой (гидрокинезитерапия). При высоком мышечном тонусе целесообразно проводить избирательный подводный душ-массаж.
Грязевые процедуры назначают в виде «воротников» по А.Е. Щербаку и аппликаций на пораженные конечности. Используется лечебная грязь низких температур (38-40 ?С). Длительность процедур и продолжительность курса варьируют в зависимости от возраста ребенка. При грязелечении никаких других процедур, кроме массажа и ЛФК, не назначают. Грязелечение противопоказано больным с тяжелыми деформациями и контрактурами. Повторные курсы разрешаются не раньше, чем через 6-8 мес.
При наличии контрактур показаны аппликации озокерита (40-42?С) и парафина (50-52?С) на воротниковую зону, область нижних грудных и поясничных позвонков, пораженные конечности. Продолжительность процедур - 30-40 мин. Проводят 20-25 процедур через день. В домашних условиях можно назначать лечение просеянным речным песком, который нагревают до 45-50?С, насыпают в деревянный ящик или полотняный мешок и туда помещают пораженную конечность. Перечисленные тепловые процедуры вызывают гипертермию, чем улучшают трофику мышц, снижают мышечный тонус и уменьшают контрактуры.
Хорошо расслабляют спазмированные мышцы горячие шерстяные укутывания, которые лучше всего проводить перед упражнениями на растяжение спастически сокращенных мышц. Для этой цели используются куски шерстяной ткани в соответствии с длиной конечностей. Шерстяную ткань подогревают до 70-80?С. Длительность процедур - 20-30 мин; их проводят ежедневно или через день в течение 1-1,5 мес. Эффективность терапевтического лечения возрастает при применении массажа и лечебной физкультуры, которые направлены на снижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом и укрепление ослабленных мышц.
Основная цель реабилитации - интеграция ребенка в общество. По сравнению с реабилитацией взрослых она имеет ряд особенностей. Реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка и причины инвалидности.
Список литературы.
«Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний с нервной системы». Методические рекомендации. М-ва,С-Пбг, 1999, с. 268-290.
«Комплексная реабилитация детей с  психическими заболеваниями». Методические рекомендации. ООО «Мединформатика», 2000, с. 159-161, 225-242.
Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений специальной коррекционной педагогики // Дефектология. 2002. №5 С. 15-21.
Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. М.: ГНОМ и Д., 2001. С. 110-141.