Разработка внеклассного мероприятия 110 лет со дня рождения шостаковича


Цели и задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с фактами биографии и музыкой
          Д.Д.Шостковича;
Развивающие:
способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
развивать творческое воображение, фантазиюВоспитательные:
воспитывать эстетический вкус, интерес, любовь к музыке,
          потребность в общении с искусством на основе эмоционального    
          восприятия   музыки.
Уважаемые ребята, наша сегодняшняя встреча посвещена композитору, который жил в нашей стране.
В этом году весь мир отмечает 110 лет со дня рождения.

Задания для команд: Нужно определить дату рождения композитора.
В каком году родился.
Месяц рождения (это седьмой месяц года, в народе этот месяц называют «листопад», «хмурень»,  по-древнерусски  – рует, то есть желтый).
Дата рождения: реши математический пример 17+8 - 0+3-2-1=
(ответ записать на листе)
 
Во втором туре мы проведём разминку
Ведущий: Задания второго тура рассчитаны на вашу смекалку и догадливость. В каждом вопросе содержится подсказка. Внимательно, до конца слушайте вопрос, и поднимайте для ответа руку.
Как называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах? (оркестр)
Назовите многократно повторяющуюся часть песни? (припев)
Как называется коллектив певцов, совместно исполняющий вокальное произведение? (хор)
,Как называют человека, который один и сполняет музыкальную партию? (солист)
Как называется упругая, туго натянутая нить, применяемая во многих музыкальных инструментах, и служащая источником звука? (струна)
Как называется деревянная трость с волосяной лентой, служащая для извлечения звука на струнных смычковых инструментах? (смычок)
Назовите инструмент, название которого складывается из двух итальянских слов - громко и тихо (фортепиано)
Второй тур закончен. Арбитр объявляет результаты первого тура и общий счет игры.
Ведущий: Для того, чтобы узнать задания третьего тура нужно отгадать загадку.
Пять веревочек висят,С них семь птичек голосят. (нотный стан и ноты)
Командам раздаются карточки с загадками на листах
1. Нота говорит: "Мерси!",Ездит только на такси,Обожает мокасины,Силачей и апельсины. (нота си)
2. Эта нота там, где дождик,Сладости и подорожник,С ней и радость, и задор,С ней добрее командор. (нота до)
3. Эта нота есть в гуляке, И в каляке, и в маляке,В землянике на полянке,А еще в стеклянной склянке. (нота ля)
4. Знает нота, что онаНаселяет мир одна. (нота ми)
1. Эта нота в каждом доме,В каждой будочке живет.То лежит она в ладони,То на лодочке плывет. (нота до)
2. Нота мчит на бал в карете,Плещет в море и в реке, Есть она и в винегрете,И в ремне, и в теремке. (нота ре)
3. Нота водится в камине,Ест миндаль и ходит в мини,Может мину заложитьИ в милиции служить. (нота ми)
4. Нота на консоль встаетИ сольфеджио поет. (нота соль)
Ведущий: Внимание следующий тур.
Дмитрий Шостакович написал много серьёзной музыки – оперы, балеты, симфонии.Очень знаменитой стала его седьмая симфония.
История Седьмой симфонии Шостаковича, так называемой Ленинградской, действительно кажется невероятной. Композитор сочинял её в прифронтовом Ленинграде летом и осенью 1941 года. В медной каске и в брезентовой накидке пожарника Шостакович вместе со своими учениками и коллегами нёс ночное дежурство на крыше консерватории, Потрясённый до глубины души трагедией родины, страданиями соотечественников, он задумал монументальную симфоническую повесть об ужасах войны, о жертвах, понесённых народом, о грядущей победе.
Композитор работал с лихорадочной быстротой, и, когда в начале октября 1941 года его вызвали из блокированного Ленинграда, на военном самолете он привез в Москву уже готовые первые три части. Он писал свое сочинение резкими штрихами, не стараясь ласкать слух приятными мелодиями. Композитор вспоминал: " Моим оружием была музыка. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Июль, август, сентябрь. За три месяца я написал четыре пятых своей симфонии. К концу тысяча девятьсот сорок первого года она была закончена".
Симфония состоит из четырёх частей. Первая часть рассказывает о том, как в мирную жизнь ворвалась грозная сила войны. В этой части два музыкальных образа, тема нашествия и тема Родины. Во второй и третьей частях находят отражение мысли о патриотизме, культуре, науке. "Жизнь сильнее смерти", - утверждают эти части симфонии. Четвёртая часть - гимн грядущей победе..
В марте тысяча девятьсот сорок второго года симфония была исполнена в Москве, а позднее — во многих странах мира. "Мне хотелось воссоздать картину душевной жизни человека, оглушённого гигантским молотом войны... Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его мужестве" — писал композитор.
9 августа 1942 года зазвучала 7 симфония Шостаковича. именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». И враг молчал. Почему?
Задание командам прослушать произведение и охарактеризовать его (высказать впечатления.)
Ведущий: Внимание следующий тур.
Дмитрий Шостакович писал музыку и для детей. Название произведений для детей, вы узнаете, собрав пазлы.
Команды собирают паззлы.
 «Грустная сказка» «Медведь»  «Танцы кукол» «Вальс –шутка»
Встреча, посвящённая 110-летию Шостаковича, подошла к концу , предлагаем вам посмотреть мультфильм созданный на музыку Д.Д.Шостаковича.
Жюри подводит итоги. Церемония награждения.
Материал подготовлен при помощи :
fb.ru›article…simfoniya-shostakovicha-istoriya…
nsportal.ru›Школа›Музыка›…-detskie-pesy-dlya…www.youtube.comМультфильм на музыку Д.Д. Шостаковича из одноимённого сборника.