Аналитическая справка по итогам внутришкольного контроля по вопросу «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную воспитательную деятельность школы-интерната VIII вида».

муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Аналитическая справка по итогам внутришкольного контроля по вопросу «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную воспитательную деятельность школы-интерната VIII вида».


Основание проведения контроля: план ВШК МКСКОУ «Перевозская школа-интернат»
Цель контроля: организация практико-ориентированной деятельности воспитанников для формирования социальных навыков у детей с ОВЗ через реализацию воспитательных программ.
Сроки проведения: с «02» по «19» марта 2015 г.
Объект/направление контроля: воспитательный процесс.
Форма проведения контроля:
посещение групповых занятий.
Результаты контроля:
1. В ходе планового контроля заместителем директора по УВР Лобановой В. А. было посещено 4 внеклассных занятия.  
Посещение занятий показало, что воспитатели в ходе занятий организуют совместную деятельность детей; создают ситуации успеха; активно используют сюжетно-ролевые игры. Занятия проводят методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий.
Дети на занятии по теме «Ты и твои друзья» у Бежаевой Т.Е. познакомились с историей слова «дружба», разбирали пословицу, обводили на рисунке изображение мальчика, с которым бы хотели дружить (мальчик со спокойным, приятным выражением лица), отмечали значком + картинки, где дети поступают правильно, подбирали правило и писали под картинкой: помогайте друг другу в работе, делитесь друг с другом, разговаривайте спокойно и т.д.), изучили правила дружбы, посещали виртуально театр (читали сценки по ролям), слушали песню и стих о дружбе, оценивали себя на занятии.
В старшей группе у Трифоновой И.В. на занятии по теме «Физическая и эмоциональная боль» формирование общей культуры воспитанников, их социальное развитие происходит через собственную предметно-практическую деятельность воспитанников, специально организованную и направляемую воспитателем. Разбирали ситуации, связанные с физической и эмоциональной болью. Знакомились с притчей, загадками по теме. Собирали пословицы, работая в группах («Учись доброму – худое на ум не пойдет» и т.д.). Заполняли анкету
( многие не поняли её содержание, выполнили не так, как требовалось). Оценивали свое настроение в начале (у 9 чел. – хорошее, у 3 – удовлетворительное) и в конце занятия (6 чел. – хорошее, 4 – удовлетворительное, 2 – плохое настроение).
Воспитанники ГПД Краевой Е.М. с занятия по теме «О честности и справедливости» вынесли практические советы «Как поступать в ситуациях, касающихся честности, правдивости».
На занятии по теме «Дружба – это» у Макаровой С.Н. воспитанники занимались исследовательской работой (упражнение «Орешек»), в ходе словарной работы вспомнили антоним слова дружба – эгоизм, познакомились с Толковым словарем В.И. Даля, разрешали ситуационные задания, отвечали на вопросы теста, результатом которого стал вывод: в группе из 9 присутствующих на занятии 3 человека готовы дружить, 9 – настоящие друзья. Ответы на вопросы теста подчеркивают, что воспитанники не всегда понимают правильно вопрос, мешают негативные образцы поведения, отрицательный опыт жизни в своей семье.
Воспитатели Бежаева Т.Е., Краева Е.М., Макарова С.Н. стараются создавать положительный психолого-эмоциональный климат в ходе воспитательной деятельности.
2. Считаю необходимым добавить следующие элементы работы:
- в младшей группе: практико-ориентированную деятельность строить на основе игровой деятельности;
- в старшей группе не хватает мотивированного речевого общения воспитанников (давать читать материал учащимся), формируемого через коллективную деятельность, ИКТ, использования элементов релаксации для улучшения эмоционального фона воспитанников;
- в ГПД использовать здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии, продолжать работу с «перегруженностью» воспитанников отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Выводы:
1. Воспитатели Бежаева Т.Е., Трифонова И.В., Краева Е.М., Макарова С.Н. организуют предметно-практическую деятельность воспитанников в рамках воспитательных программ.
Рекомендации:
Воспитателям ГПД, с круглосуточным пребыванием воспитанников продолжить практико-ориентированную деятельность по формированию социальных компетенций учащихся через реализацию воспитательных программ, а именно:
- формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создавать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в   школе-интернате и внешкольного пространства;
-  стимулировать социально значимые интересы, потребности учащихся с ОВЗ;
- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
- проводить работу  по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиям  жизни;
- создавать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.

Справку подготовила В. А. Лобанова

Справка заслушана на педагогическом совете 20 марта 2015 года

Со справкой ознакомлены: Бежаева Т.Е.
Трифонова И.В.
Краева Е.М.
Макарова С.Н.
«20» марта 2015 г

15